ЗДАНЕ́ВИЧ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЗДАНЕ́ВИЧ, рос. и груз. художники и худож. деятели, братья.
Илья Михайлович [9(21).4.1894, Тифлис – 25.12.1975, Париж], критик, писатель, художник книги. Учился на юридич. ф-те С.-Петерб. ун-та (1911–17). Пропагандист идей рус. авангардизма, автор футуристич. манифестов (1912–1914) и докладов («Всёчество», 1913). Под псевд. Эли Эганбюри опубликовал книгу о творчестве Н. С. Гончаровой и М. Ф. Ларионова (1913). Познакомившись в Тифлисе с Н. Пиросманашвили (1913), организовал выставку его работ в Москве. Один из основателей анархич. об-ва «Свобода искусству» в Петрограде (1917), в том же году возглавил футуристич. группу «41°» и одноим. издательство в Тифлисе, где началась его экспериментаторская деятельность в сфере книжного иск-ва, основанная на свободной игре со шрифтами и типографикой. Оформлял и иллюстрировал книги (И. Г. Терентьева, А. Е. Кручёных; собств. футуристич. драмы, написанные с использованием зауми).
В 1920 выехал в Стамбул, с 1921 жил в Париже, где был секретарём (1922) и пред. (с 1925) Союза рус. художников в Париже, выступал с поэтич. чтениями, организовал группу «Через» (1923). Сблизился с кругами дадаистов и сюрреалистов, был в дружеских отношениях с П. Пикассо. Опубликовал драматич. поэму «ЛидантЮ фАрам» (под псевд. Ильязд, Iliazd; в своём оформлении, 1923), роман «Восхищение» (1930). В 1940-х гг. возродил в Париже изд-во «41°», выпускавшее библиофильские книги (привлёк к их оформлению крупнейших художников – А. Дерена, А. Матисса, Ф. Леже, М. З. Шагала, Ж. Арпа и др.). Издал книги своих стихов и прозы («Афет», 1940, с иллюстрациями Пикассо; «Rahel», 1941, франц. пер. П. Элюара, с иллюстрациями Л. Сюрважа; «Приговор безмолвный», 1962, с иллюстрациями Ж. Брака и А. Джакометти; «Пиросманашвили», 1948 и 1973, обе с иллюстрациями Пикассо). С 1927 был художником по тканям, с 1940-х гг. занимался также керамикой.
Кирилл Михайлович [10(22).7.1892, м. Коджори, близ Тифлиса – 1.9.1969, Тбилиси], живописец и график; засл. деят. искусств Груз. ССР (1963). Учился в Школе живописи и скульптуры Кавказского об-ва поощрения изящных искусств в Тифлисе, затем в петерб. АХ (1911) и в Париже (1912–14). Был близок к художникам петерб. об-ва «Союз молодёжи» (нач. 1910-х гг.), участвовал в моск. выставках «Ослиный хвост» (1912), «Мишень» (1913), «№ 14» (1914). В 1917–25 жил в Тифлисе, где входил в группу «Синдикат футуристов» и объединение «41°», оформлял поэтич. сборники. В 1920–21 работал в Париже, посетил Берлин. В 1925–49 жил в Москве. В 1949–57 находился в ссылке в Воркуте, с 1957 жил в Тбилиси. Станковые произв. З. выполнены с использованием приёмов и методов кубофутуризма: «Революция» (1915), «Автопортрет с оркестром» (ок. 1917) и др. Автор графич. работ, иллюстраций для книг (А. Е. Кручёных, В. В. Маяковского и др.). Также оформлял спектакли (пьесы Э. Толлера и Г. Кайзера в театрах Тифлиса, 1923–24). В 1960-е гг. писал преим. пейзажи и натюрморты. Автор книг о Н. Пиросманашвили, статей о творчестве Д. Н. Какабадзе, Л. Гудиашвили и др., воспоминаний.