ПИРОСМАНАШВИ́ЛИ НИКО
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПИРОСМАНАШВИ́ЛИ (Пиросманишвили, Пиросмани) Нико (Николай Асланович) [17.5(?).1862, с. Мирзаани, Кахети – 7.4 или 5.5.1918, Тифлис], груз. живописец. Родился в крестьянской семье. Оставшись сиротой, в сер. 1870-х гг. переехал в Тифлис. Будучи самоучкой, рано начал рисовать. Недолго обучался типографскому делу, пытался открыть вывесочную мастерскую, занимался торговлей (для своей молочной лавки в нач. 1890-х гг. написал 2 вывески). С сер. 1890-х гг. целиком посвятил себя живописи. Поселившись в привокзальном районе Тифлиса, вёл бродяжническую жизнь, исполняя многочисл. заказы – вывески для лавок, пивных, духанов, также настенные панно, портреты, роспись стёкол. Источниками вдохновения для П. служили как нар. груз. иск-во, рус. лубок, журнальные иллюстрации, фотографии, так и ср.-век. груз. монументальная живопись, иконы, портреты т. н. тифлисской школы, иран. портреты 18 в. На основе столь разнородных влияний П. выработал свой неповторимый стиль и стал одним из крупнейших мастеров наивного искусства, завоевавшим посмертно всемирную известность. Работы П. написаны чаще всего на чёрной клеёнке (иногда на картоне), благодаря чему многие из них имеют тёмный фон, придающий некоторую суровость изображённым сценам. Кажущаяся простота худож. языка П. обманчива: «немногочисленные средства, с которыми у него достигается так много, – великолепны» (М. Ф. Ларионов). Работы П. отмечены лаконизмом колорита (обычно использовал звучный аккорд нескольких пятен локального цвета), экономностью рисунка, обобщающего форму, статичностью композиции и внутр. сосредоточенностью изображаемых персонажей; даже природа, часто присутствующая в его картинах, наделена «знаковым» смыслом и порой кажется ирреальной. Сюжеты из обыденной жизни у П. неизменно преображены его личным ви́дением: дружеские застолья, или «кутежи» («Пасхальный кутёж», 1906; «Кутёж трёх князей на лужайке», оба – Музей искусств Грузии, Тбилиси; «Друзья Бегоса», 1910-е гг., Музей иск-ва народов Востока, Москва, и др.), картины-панорамы [в т. ч. «Сбор винограда», «Кахетинский эпос» («Алазанская долина»), «Праздник святого Георгия в Болниси»]. Писал пейзажи («Батуми», «Охота и вид на Чёрное море», 1912; все – Музей искусств Грузии), натюрморты, портреты – как реальных людей [А. Гаранова (1906), «Актриса Маргарита» (1909, см. илл. к ст. Грузия; оба – Музей искусств Грузии), И. М. Зданевича (1913)], так и безымянные портреты-типы [«Дворник», «Женщина с кружкой пива», «Рыбак в красной рубашке», «Грузинка с бубном» (1906), «Миланер без детный и Бедная с детами» (авторская надпись на картине)]; часто изображал животных («это друзья моего сердца»), наделяя их почти портретным психологизмом. В целом творчество П., «эпически монументальное» (Г. Б. Якулов), даёт удивительно цельное и яркое представление о национальном духе груз. народа, его жизни, родной природе.
В «открытии» иск-ва П. важную роль сыграли бр. И. М. и К. М. Зданевич и М. В. Ледантю, которые познакомились с художником в Тифлисе в 1912 и организовали показ его работ в Москве (в рамках выставки «Мишень», 1913). Тогда же о творчестве П. появился ряд статей в тифлисских газетах и началось коллекционирование его произведений, что никак не отразилось на финансовом положении художника, умершего в нищете. Интерес к творчеству П. совпал с увлечением мастеров авангардизма иск-вом примитива; художника высоко ценили столь разные мастера, как рус. авангардисты и П. Пикассо. Его жизни и творчеству посвящены неск. фильмов (в т. ч. документальный – «Пиросмани», 1970, реж. Г. Н. Шенгелая; игровой – «Арабески на тему Пиросмани», 1986, реж. С. И. Параджанов), спектакли («Пиросмани, Пиросмани» по пьесе «Праздник одиночества» В. Н. Коростылёва, 1981, реж. Э. Некрошюс). В 1982 в с. Мирзаани открыт Дом-музей художника.