ШЕНГЕЛА́Я
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ШЕНГЕЛА́Я, семья грузинских деятелей кино. Николай Михайлович [26.7(8.8).1903, с. Обуджи, Грузия – 4.1.1943, Тбилиси], режиссёр, засл. деят. искусств РСФСР (1935). В 1919–20 учился на физико-математич. ф-те Тифлисского ун-та. С 1922 занимался лит. деятельностью, выступал как поэт. С 1924 ассистент режиссёра в кино. Дебютировал в 1928 как сценарист («В трясине», «Мачеха Саманишвили») и режиссёр («Гюлли», совм. с Л. Ф. Пушем). Картина «Элисо» (1928) принесла Ш. широкое признание. Фильм «Двадцать шесть комиссаров» (1933) создан в традициях монтажно-экспрессивного историко-революц. кино. В стиле социалистического реализма сняты ленты «Золотистая долина» (1937; Гос. пр. СССР, 1941) и «Родина» (1940). Великой Отечественной войне посвящены картины «В чёрных горах» (1941) и «Он ещё вернётся» (1943, завершён Д. Д. Антадзе и Н. Вачнадзе). Соавтор сценариев своих фильмов.
Его сыновья (в браке с Н. Вачнадзе): Эльдар Николаевич (р. 26.1.1933, Тифлис), режиссёр, нар. арт. Груз. ССР (1979), нар. арт. СССР (1988). В 1958 окончил peжиccёpcкий ф-т ВГИКа (мастерская С. И. Юткевича и С. К. Скворцова). В 1958 дебютировал романтически-гротесковой фантазией «Легенда о ледяном сердце» (совм. с А. Н. Сахаровым). Фильм «Снежная сказка» (1960, с Сахаровым) отличают фантасмагорич. черты. Успех принесла морально-этич. киноповесть «Белый караван» (1964, с Т. Г. Мелиава). Начиная с новеллы «Микела» (из киноальманаха «Страницы прошлого», 1965) Ш. разрабатывает жанр притчи: «Необыкновенная выставка!» (1970), «Чудаки» (1974), «Голубые горы, или Неправдоподобная история» (1984; Гос. пр. СССР, 1985). В 1978 выпустил экранизацию «Мачехи Саманишвили». В 1994 поставил ф. «Экспресс-информация», повествующий о жизни постсоветской Грузии (Гос. пр. Грузии, 1994). В 2016 снял кинодраму «Кавказское трио». В 1975–80 вёл режиссёрскую мастерскую в Тбилисском театральном ин-те им. Ш. Руставели. Георгий (Гиорги) Николаевич (11.5.1937, Москва – 17.2.2020, Тбилиси, Грузия), режиссёр, актёр, нар. арт. Груз. ССР (1985). В 1961 окончил режиссёрский ф-т ВГИКа (мастерская А. П. Довженко и М. Э. Чиаурели). С 1956 снимался в ролях молодых романтич. героев («Наш двор», «Отарова вдова», «Повесть об одной девушке», «Иные нынче времена»). Как режиссёр дебютировал короткометражной новеллой «Алавердоба» (в киноальманахе «Два рассказа», 1963), ставшей одним из лучших фильмов в истории груз. кинематографа. В жанре историч. драмы поставил фильмы «Награда» (в киноальманахе «Страницы прошлого», 1965) и «Он убивать не хотел…» (1966). Фильм «Пиросмани» (1970) снят в уникальной стилистике лирико-иронич. фантазии. Успех принёс мюзикл «Мелодии Верийского квартала» (1974, пр. Мкф в Сан-Себастьяне). Религ. и метафизич. мотивы возникли в картине «Путешествие молодого композитора» (1985, пр. Мкф в Западном Берлине). Возвращением к теме нар. героев-абреков стал ф. «Хареба и Гоги» (1987), открытием жанра в нац. кино – первая груз. эротич. комедия «Любовь в винограднике» (2000). Современной Грузии посвящены картины «Смерть Орфея» (1996) и «И шёл поезд» (2005). Среди др. фильмов: «Приди в долину винограда» (1978; Гос. пр. Груз. ССР, 1980; Ш. в роли Важи), «Девушка со швейной машинкой» (совм. с М. О. Чиаурели, 1980). Автор и соавтор сценариев своих фильмов. Вёл режиссёрскую мастерскую в Тбилисском театральном ин-те.