Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ШЕНГЕЛА́Я

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2020 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Шпагин
Н. М. Шенгелая.

ШЕНГЕЛА́Я, се­мья грузинских дея­те­лей ки­но. Ни­ко­лай Ми­хай­ло­вич [26.7(8.8).1903, с. Обуд­жи, Гру­зия – 4.1.1943, Тби­ли­си], ре­жис­сёр, засл. де­ят. ис­кусств РСФСР (1935). В 1919–20 учил­ся на фи­зи­ко-ма­те­ма­тич. ф-те Тиф­лис­ско­го ун-та. С 1922 за­ни­мал­ся лит. дея­тель­но­стью, вы­сту­пал как по­эт. С 1924 ас­си­стент ре­жис­сё­ра в ки­но. Де­бю­ти­ро­вал в 1928 как сце­на­рист («В тря­си­не», «Ма­че­ха Са­ма­ни­шви­ли») и ре­жис­сёр («Гюл­ли», совм. с Л. Ф. Пу­шем). Кар­ти­на «Эли­со» (1928) при­нес­ла Ш. ши­ро­кое при­зна­ние. Фильм «Двад­цать шесть ко­мис­са­ров» (1933) соз­дан в тра­ди­ци­ях мон­таж­но-экс­прес­сив­но­го ис­то­ри­ко-ре­во­люц. ки­но. В сти­ле со­циа­ли­сти­че­ско­го реа­лиз­ма сня­ты лен­ты «Зо­ло­ти­стая до­ли­на» (1937; Гос. пр. СССР, 1941) и «Ро­ди­на» (1940). Великой Отечественной вой­не по­свя­ще­ны кар­ти­ны «В чёр­ных го­рах» (1941) и «Он ещё вер­нёт­ся» (1943, за­вер­шён Д. Д. Ан­тад­зе и Н. Вач­над­зе). Со­ав­тор сце­на­ри­ев сво­их филь­мов.

Кадр из фильма «Мелодии Верийского квартала». Режиссёр Г. Н. Шенгелая. 1974.
Э. Н. Шенгелая. Фото Г. Кмит / РИА Новости

Его сы­но­вья (в бра­ке с Н. Вач­над­зе): Эль­дар Ни­ко­лае­вич (р. 26.1.1933, Тиф­лис), ре­жис­сёр, нар. арт. Груз. ССР (1979), нар. арт. СССР (1988). В 1958 окон­чил peжиccёpcкий ф-т ВГИКа (мас­тер­ская С. И. Ют­ке­ви­ча и С. К. Сквор­цо­ва). В 1958 де­бю­ти­ро­вал ро­ман­ти­че­ски-гро­те­ско­вой фан­та­зи­ей «Ле­ген­да о ле­дя­ном серд­це» (совм. с А. Н. Са­ха­ро­вым). Фильм «Снеж­ная сказ­ка» (1960, с Са­ха­ро­вым) от­ли­ча­ют фан­тас­ма­го­рич. чер­ты. Ус­пех при­нес­ла мо­раль­но-этич. ки­но­по­весть «Бе­лый ка­ра­ван» (1964, с Т. Г. Ме­лиа­ва). На­чи­ная с но­вел­лы «Ми­ке­ла» (из ки­но­аль­ма­на­ха «Стра­ни­цы про­шло­го», 1965) Ш. раз­ра­ба­ты­ва­ет жанр прит­чи: «Не­обык­но­вен­ная вы­став­ка!» (1970), «Чу­да­ки» (1974), «Го­лу­бые го­ры, или Не­прав­до­по­доб­ная ис­то­рия» (1984; Гос. пр. СССР, 1985). В 1978 вы­пус­тил эк­ра­ни­за­цию «Ма­че­хи Са­ма­ни­шви­ли». В 1994 по­ста­вил ф. «Экс­пресс-ин­фор­ма­ция», по­ве­ст­вую­щий о жиз­ни пост­со­вет­ской Гру­зии (Гос. пр. Гру­зии, 1994). В 2016 снял ки­но­дра­му «Кав­каз­ское трио». В 1975–80 вёл ре­жис­сёр­скую мас­тер­скую в Тби­лис­ском те­ат­раль­ном ин-те им. Ш. Рус­та­ве­ли. Ге­ор­гий (Ги­ор­ги) Ни­ко­лае­вич (11.5.1937, Мо­ск­ва  17.2.2020, Тбилиси, Грузия), ре­жис­сёр, ак­тёр, нар. арт. Груз. ССР (1985). В 1961 окон­чил ре­жис­сёр­ский ф-т ВГИКа (мас­тер­ская А. П. Дов­жен­ко и М. Э. Чиа­у­ре­ли). С 1956 сни­мал­ся в ро­лях мо­ло­дых ро­ман­тич. ге­ро­ев («Наш двор», «Ота­ро­ва вдо­ва», «По­весть об од­ной де­вуш­ке», «Иные нын­че вре­ме­на»). Как ре­жис­сёр де­бю­ти­ро­вал ко­рот­ко­мет­раж­ной но­вел­лой «Ала­вер­до­ба» (в ки­но­аль­ма­на­хе «Два рас­ска­за», 1963), став­шей од­ним из луч­ших филь­мов в ис­то­рии груз. ки­не­ма­то­гра­фа. В жан­ре ис­то­рич. дра­мы по­ста­вил фильмы «На­гра­да» (в ки­но­аль­ма­на­хе «Стра­ни­цы про­шло­го», 1965) и «Он уби­вать не хо­тел…» (1966). Фильм «Пи­рос­ма­ни» (1970) снят в уни­каль­ной сти­ли­сти­ке ли­ри­ко-иро­нич. фан­та­зии. Ус­пех при­нёс мю­зикл «Ме­ло­дии Ве­рий­ско­го квар­та­ла» (1974, пр. Мкф в Сан-Се­ба­сть­я­не). Ре­лиг. и ме­та­фи­зич. мо­ти­вы воз­ник­ли в кар­ти­не «Пу­те­ше­ствие мо­ло­до­го ком­по­зи­то­ра» (1985, пр. Мкф в Западном Бер­ли­не). Воз­вра­ще­нием к те­ме нар. ге­ро­ев-аб­ре­ков стал ф. «Ха­ре­ба и Го­ги» (1987), от­кры­ти­ем жан­ра в нац. ки­но – пер­вая груз. эро­тич. ко­ме­дия «Лю­бовь в ви­но­град­ни­ке» (2000). Современной Гру­зии по­свя­ще­ны кар­ти­ны «Смерть Ор­фея» (1996) и «И шёл по­езд» (2005). Сре­ди др. филь­мов: «При­ди в до­ли­ну ви­но­гра­да» (1978; Гос. пр. Груз. ССР, 1980; Ш. в ро­ли Ва­жи), «Де­вуш­ка со швей­ной ма­шин­кой» (совм. с М. О. Чиа­у­ре­ли, 1980). Ав­тор и со­ав­тор сце­на­ри­ев сво­их филь­мов. Вёл ре­жис­сёр­скую мас­тер­скую в Тби­лис­ском те­ат­раль­ном ин-те.

Лит.: Вельт­ман С. Л. Николай Шен­ге­лая. М., 1939; Це­ре­те­ли К. Д. Николай Шен­ге­лая. М., 1968; Шклов­ский В. Б. Сло­во о Шен­ге­лая // Со­вет­ский эк­ран. 1973. № 19; Бо­го­мо­лов Ю. Гру­зин­ское ки­но: от­но­ше­ние к дей­ст­ви­тель­но­сти // Ис­кус­ст­во ки­но. 1978. № 11; Бо­го­мо­лов Ю. Пу­те­ше­ст­вие бы­ло опас­ным // Ис­кус­ст­во ки­но. 1985. № 11; Ама­шу­ке­ли Н. Георгий Шен­ге­лая. М., 1987; Ама­шу­ке­ли Н. Г. Эльдар Шен­ге­лая. М., 1990.

Вернуться к началу