ПАРАДЖА́НОВ СЕРГЕЙ ИОСИФОВИЧ
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПАРАДЖА́НОВ Сергей Иосифович (наст. имя и фам. Саркис Параджанян) (9.1.1924, Тифлис, ныне Тбилиси – 20.7.1990, Ереван), укр. и арм. режиссёр, сценарист, художник, нар. арт. Арм. ССР (1990), нар. арт. Укр. ССР (1990). В 1942–43 учился на строит. ф-те Тбилисского ин-та инженеров ж.-д. транспорта, в 1943–45 – на вокальном отделении Тбилисской конс. (в 1945 перевёлся в Моск. конс., педагог Н. Л. Дорлиак). В 1951 окончил режиссёрский ф-т ВГИКа (мастерская И. А. Савченко, затем А. П. Довженко). В 1949–60 работал на киностудии им. Довженко в Киеве, затем на студиях «Арменфильм» и «Грузия-фильм». П. – создатель авторского кинематографа, сочетающего приёмы игрового кино и живописи, основанного на стилизации фольклорных мотивов разл. народов. Тяготение к декоративной этнографичности и приоритету живописной статики над пластической динамикой проявилось уже в первом ф. «Андриеш» (1955, совм. с Я. Л. Базеляном). Стилистич. единением романтич. торжественности и соцреалистич. безапелляционности отличаются фильмы «Первый парень» (1959), «Украинская рапсодия» (1961), «Цветок на камне» (1962). Оригинальна по тематике, замыслу, киноязыку картина «Тени забытых предков» (1965) – метафизич. проекция духовной атмосферы 1960-х гг., принёсших освобождение от социально-коллективной идеологии и одновременно ощущение экзистенциального тупика. Снятый в экспрессивно-поэтич. ключе, фильм вводит в пантеистич. мир архаич. культуры гуцульских крестьян, живущих внутри вечного, остановленного времени. Здесь впервые на сов. экране проявилось онтологич. сознание, обозначилась связь высшего разума и человека, выраженная на чувственном, обострённо-эмоциональном уровне. О духовном пути Саят-Новы повествует ф. «Цвет граната» (1970) – череда застывших, насыщенных мощной образностью фантастич. инсталляций, отличающихся сложной конструкцией и чрезмерной зашифрованностью. В 1973–77 П. отбывал наказание в тюрьме и колонии по сфабрикованному обвинению. Освобождён благодаря широкой кампании протеста, в которой участвовали виднейшие деятели культуры (М. Антониони, Л. Арагон, Л. Висконти, Ж. Л. Годар, Ф. Трюффо, Ф. Феллини и др.). В 1984 П. снял (совм. с Д. И. Абашидзе) кинопритчу «Легенда о Сурамской крепости», развивающую принципы поэтич. кино. Фильм «Ашик-Кериб» (1989, совм. с Абашидзе, по мотивам одноим. поэмы М. Ю. Лермонтова; П. также художник по костюмам) – изящная импровизация на восточные темы. Со временем смысловое начало в фильмах П. истончалось, трансформируясь в образно-визуальный ряд. Поставил документальные фильмы: «Думка» и «Наталия Ужвий» (оба 1957), «Акоп Овнатанян» (1968), «Арабески на тему Пиросмани» (1986). Автор и соавтор сценариев мн. своих картин, а также фильмов др. режиссёров («Этюды о Врубеле» Л. М. Осыки, 1989; «Лебединое озеро. Зона» Ю. Г. Ильенко, 1990). Создавал предметы декоративно-прикладного иск-ва, рисунки, коллажи и инсталляции. Гос. пр. Укр. ССР им. Т. Г. Шевченко (1991, посм.). В 1992 вышел ф. «Параджанов: Последняя весна» М. М. Вартанова и Г. И. Мелконяна, в котором использованы киноматериалы П. (включая незаконченный ф. «Исповедь»). Творчеству П. посвящён ф. «Я умер в детстве» Г. Г. Параджанова (2004).