Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТРЮФФО́ ФРАНСУА

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 465

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. В. Виноградов
Фото Nijs, Jac. de / Anefo

ТРЮФФО́ (Truffaut) Фран­суа (6.2.1932, Па­риж – 21.10.1984, Нёйи-сюр-Сен), франц. ре­жис­сёр. Не по­лу­чив спец. об­ра­зо­ва­ния, в 15 лет по­зна­ко­мил­ся с А. Ба­зе­ном, ока­зав­шим за­мет­ное влия­ние на его творч. фор­ми­ро­ва­ние. С 1953 вы­сту­пал со стать­я­ми о ки­но. В 1954 по­ста­вил пер­вый (ко­рот­ко­мет­раж­ный) ф. «Ви­зит». В том же го­ду опуб­ли­ко­вал ст. «Об од­ной тен­ден­ции во фран­цуз­ском ки­не­ма­то­гра­фе», став­шую тео­ре­тич. ма­ни­фе­стом «но­вой вол­ны». В 1957 ос­но­вал ки­но­ком­па­нию «Les Films du Carrosse» («Филь­мы ка­ре­ты», на­зван­ную в честь ф. «Зо­ло­тая ка­ре­та» Ж. Ре­нуа­ра). Этап­ным для Т. и «но­вой вол­ны» стал ф. «400 уда­ров» (1959, пр. Мкф в Кан­не), в ко­то­ром ре­жис­сёр вы­вел своё аль­тер эго, пер­со­наж по име­ни Ан­ту­ан Дуа­нель в ис­пол­не­нии ак­тё­ра Ж. П. Лео, ко­то­рый за­тем, взрос­лея, уча­ст­во­вал в лен­тах «Лю­бовь в 20 лет» (1962), «Ук­ра­ден­ные по­це­луи» (1968), «Се­мей­ный очаг» (1970), «Сбе­жав­шая лю­бовь» (1979), об­ра­зую­щих т. н. дуа­не­лев­ский цикл и от­ра­жаю­щих путь по­ко­ле­ния 1960–70-х гг. – от бун­тар­ст­ва до пре­вра­ще­ния в обы­ва­те­лей. Ге­рои Т. по­этич­ны и ра­ни­мы, его ки­не­ма­то­граф от­ли­ча­ет­ся ли­рич. ин­то­на­ци­ей, но вме­сте с тем го­во­рит о си­ле ду­ха в сле­до­ва­нии нравств. ори­ен­ти­рам («Стре­ляй­те в пиа­ни­ста», 1960; «Жюль и Джим», 1962; «451° по Фа­рен­гей­ту», 1966; «Ди­кий ре­бё­нок», 1970; «Кар­ман­ные день­ги», 1976). В 1973 вы­шел фильм о ки­не­ма­то­гра­фе «Аме­ри­кан­ская ночь» (пр. «Ос­кар»). Сре­ди др. филь­мов: «Со­рван­цы» (1958), «Ис­то­рия Аде­ли Г.» (1975), «По­след­нее мет­ро» (1980), «Со­сед­ка» (1981), «Ве­сё­лень­кое вос­кре­се­нье» («Ско­рей бы во­скре­се­нье!»; 1983). Твор­че­ст­во Т., опи­рав­шее­ся на тра­диц. ро­ман­ную фор­му, ста­ло мо­де­лью т. н. сре­дин­но­го пу­ти раз­ви­тия франц. ки­не­ма­то­гра­фа.

Соч.: Le cinéma selon Hitchcock. P., 1966; Les films de ma vie. P., 1975; Трюф­фо o Трюф­фо: Филь­мы мо­ей жиз­ни: Ста­тьи. Ин­тер­вью. Сце­на­рии. М., 1987.

Лит.: Petrie G. The cinema of F. Truffaut. N. Y., 1970; Fanne D. L’univers de F. Truf­faut. P., 1972; Crisp C. G. F. Truffaut. L.; N. Y., 1972; Allen D. F. Truffaut. N. Y., 1974; Collet J. Le cinéma de F. Truffaut. P., 1977; Bon­naf­fons E. F. Truffaut. Lausanne, 1981; Ф. Трюф­фо. М., 1985.

Вернуться к началу