ЛЕДАНТЮ́ МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛЕДАНТЮ́ (Ле-Дантю, Ле Дантю) Михаил Васильевич [1891, с. Чижово Тверской губ. – 1917, близ Проскурова (ныне г. Хмельницкий) Подольской губ.], рос. живописец, график, теоретик иск-ва. Сын земского врача. Учился в С.-Петербурге – в студиях Я. Ф. Ционглинского и М. Д. Бернштейна, затем в АХ (1909–12; не окончил). Принимал активное участие в деятельности «Союза молодёжи», был сотрудником В. Е. Татлина в постановке нар. драмы «Действо о царе Максимилиане и его непокорном сыне Адольфе» (1911, Лит.-худож. кружок в Москве), использовавшей приёмы нар. лубка и оформления балаганных представлений. В 1912–15 жил в Москве, где сблизился с М. Ф. Ларионовым и художниками его круга, участвовал в выставках «Ослиный хвост» (1912), «Мишень» (1913) и «№ 4. Футуристы, лучисты, примитив» (1914); воспринял идеи лучизма.
Во время пребывания в Тифлисе в сер. 1912 вместе с К. М. и И. М. Зданевичами открыл творчество Н. Пиросманашвили. В этот период создал свои лучшие картины – «Сазандар», «Человек с лошадью» (обе – ГРМ), портрет М. Фаббри (Худож. музей, Самара); также «Кавказский альбом» (ГРМ) и др. Творчество Л., в котором сказались черты символизма, было призвано воплотить выработанную им и И. М. Зданевичем концепцию «всёчества», т. е. усвоения и переработки всех стилей мирового иск-ва, включая формы фольклорного и архаически-примитивного творчества. Стилистика кубофутуризма обусловила пластич. строй его картин «Дама в кафе» (сер. 1910-х гг., Худож. музей, Самара), «Портрет актёра» (1912, Худож. музей, Ярославль), «Поворот автомобиля» (1913, КГ, Орёл), «Гуляние в парке» (сер. 1910-х гг., Музей изобразит. искусств, Казань). Из наследия Л. (ок. 80 картин, также рисунки) сохранилась лишь малая часть. Автор теоретич. трактатов («Живопись всёков», 1914, и др.). С 1915 был на фронте; погиб при крушении поезда.