Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛЕДАНТЮ́ МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ

Авторы: А. С. Шатских

ЛЕДАНТЮ́ (Ле-Дан­тю, Ле Дан­тю) Ми­ха­ил Ва­силь­е­вич [1891, с. Чи­жо­во Твер­ской губ. – 1917, близ Про­ску­ро­ва (ны­не г. Хмель­ниц­кий) По­доль­ской губ.], рос. жи­во­пи­сец, гра­фик, тео­ре­тик иск-ва. Сын зем­ско­го вра­ча. Учил­ся в С.-Пе­тер­бур­ге – в сту­ди­ях Я. Ф. Ци­онг­лин­ско­го и М. Д. Берн­штей­на, за­тем в АХ (1909–12; не окон­чил). При­ни­мал ак­тив­ное уча­стие в дея­тель­но­сти «Сою­за мо­ло­дё­жи», был со­труд­ни­ком В. Е. Тат­ли­на в по­ста­нов­ке нар. дра­мы «Дей­ст­во о ца­ре Мак­си­ми­лиа­не и его не­по­кор­ном сы­не Адоль­фе» (1911, Лит.-ху­дож. кру­жок в Мо­ск­ве), ис­поль­зо­вав­шей при­ё­мы нар. луб­ка и оформ­ле­ния ба­ла­ган­ных пред­став­ле­ний. В 1912–15 жил в Мо­ск­ве, где сбли­зил­ся с М. Ф. Ла­рио­но­вым и ху­дож­ни­ка­ми его кру­га, уча­ство­вал в вы­став­ках «Ос­ли­ный хвост» (1912), «Ми­шень» (1913) и «№ 4. Фу­ту­ри­сты, лу­чи­сты, при­ми­тив» (1914); вос­при­нял идеи лу­чиз­ма.

М. В. Ледантю. «Сазандар». 1912. Русский музей (С.-Петербург).

Во вре­мя пре­бы­ва­ния в Тиф­ли­се в сер. 1912 вме­сте с К. М. и И. М. Зда­не­ви­ча­ми от­крыл твор­че­ст­во Н. Пи­рос­ма­на­шви­ли. В этот пе­ри­од соз­дал свои луч­шие кар­ти­ны – «Са­зан­дар», «Че­ло­век с ло­ша­дью» (обе – ГРМ), порт­рет М. Фаб­бри (Ху­дож. му­зей, Са­ма­ра); так­же «Кав­каз­ский аль­бом» (ГРМ) и др. Твор­че­ст­во Л., в ко­то­ром ска­за­лись чер­ты сим­во­лиз­ма, бы­ло при­зва­но во­пло­тить вы­ра­бо­тан­ную им и И. М. Зда­не­ви­чем кон­цеп­цию «всё­че­ст­ва», т. е. ус­вое­ния и пе­ре­ра­бот­ки всех сти­лей ми­ро­во­го иск-ва, вклю­чая фор­мы фольк­лор­но­го и ар­хаи­че­ски-при­ми­тив­но­го твор­че­ст­ва. Сти­ли­сти­ка ку­бо­фу­ту­риз­ма обу­сло­ви­ла пла­стич. строй его кар­тин «Да­ма в ка­фе» (сер. 1910-х гг., Ху­дож. му­зей, Са­ма­ра), «Порт­рет ак­тё­ра» (1912, Ху­дож. му­зей, Яро­славль), «По­во­рот ав­то­мо­би­ля» (1913, КГ, Орёл), «Гу­ля­ние в пар­ке» (сер. 1910-х гг., Му­зей изо­бра­зит. ис­кусств, Ка­зань). Из на­сле­дия Л. (ок. 80 кар­тин, так­же ри­сун­ки) со­хра­ни­лась лишь ма­лая часть. Ав­тор тео­ре­тич. трак­та­тов («Жи­во­пись всё­ков», 1914, и др.). С 1915 был на фрон­те; по­гиб при кру­ше­нии по­ез­да.

Соч.: Жи­во­пись все­ков / Публ. Дж. Э. Бо­ул­та // Ми­нув­шее. М., 1991. Вып. 5.

Лит.: Са­рабь­я­нов А. Д., Гурь­я­но­ва Н. А. Не­из­вест­ный рус­ский аван­гард в му­зе­ях и ча­ст­ных со­б­ра­ни­ях. М., 1992; Сим­во­лизм в Рос­сии. (Кат. вы­став­ки). СПб., 1996.

Вернуться к началу