ВЛАМИ́НК МОРИС ДЕ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВЛАМИ́НК (de Vlaminck) Морис де [4 или 5.4.1876, Париж – 11 (по др. сведениям, 7).10.1958, Рюэй-ла-Гадельер, деп-т Эр и Луар], франц. живописец и писатель. Родился в семье бельг. музыкантов. Анархист, склонный к демонстративной оппозиционности, В. вживался в образ «дикаря», маргинала, бунтующего против условностей совр. общества, – работал механиком, токарем, был оркестрантом-скрипачом в кафе, журналистом, велогонщиком. Не получив спец. образования, начал худож. деятельность в Шату, близ Парижа, где в 1900–01 снимал мастерскую совм. с А. Дереном и работал на пленэре. С 1901 под влиянием выставки В. Ван Гога сложилась оригинальная творч. манера В.: его живопись наполнилась экзальтированной красочностью (яркая киноварь, ультрамарин, лимонно-жёлтые и изумрудно-зелёные тона) и резкими контрастами («Красные деревья», 1906, Нац. музей совр. иск-ва, Париж; «Баржи на Сене», ок. 1907, ГМИИ). В 1905 В. и Дерен объединились с художниками круга А. Матисса; их совместная экспозиция в Осеннем салоне ознаменовала рождение фовизма. В 1907–09 под влиянием П. Сезанна у В. появляется стремление к композиц. уравновешенности и конструктивной ясности формы («Городок на берегу озера», ок. 1907, Эрмитаж, С.-Петербург). С 1911 (года пребывания в Англии) в живописи В. появляются романтич. черты; тёмные тона его пейзажей, написанных динамичной кистью, прерываются таинственными вспышками («Саутгемптон» и «Мост Тауэра», оба 1911, частное собрание).
В 1925 В. приобрёл сельский дом в Рюэй-ла-Гадельере, где работал до конца жизни. В поздних пейзажах нарастают тревожность, ощущение тайны: глухие стены домов, сумрачные дали и поля, пустынные улицы, словно овеянные насторожённым молчанием («Хижины», 1925, Нац. музей совр. иск-ва, Париж). С особым мастерством художник писал предгрозовое небо с клубящимися свинцовыми облаками, зловеще надвигающимися на землю («Гроза над хлебным полем», 1946, частное собрание). Ощущение смятения, незримой драмы, разыгрывающейся в природе, сближает творчество В. с экспрессионизмом. Работал также в техниках акварели, ксилографии, литографии и офорта.
В 1912–14 В. участвовал в выставках «Бубнового валета» и оказал влияние на рус. живопись. Автор романов, эссе, памфлетов, книги воспоминаний «Опасный поворот» (1929).