Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВЛАМИ́НК МОРИС ДЕ

Авторы: В. А. Крючкова, А. М. Муратов
М. де Вламинк. «Городок на берегу озера». Ок. 1907. Эрмитаж (С.-Петербург).

ВЛАМИ́НК (de Vlaminck) Мо­рис де [4 или 5.4.1876, Па­риж – 11 (по др. све­де­ни­ям, 7).10.1958, Рю­эй-ла-Га­дель­ер, деп-т Эр и Лу­ар], франц. жи­во­пи­сец и пи­са­тель. Ро­дил­ся в се­мье бельг. му­зы­кан­тов. Анар­хист, склон­ный к де­мон­ст­ра­тив­ной оп­по­зи­ци­он­но­сти, В. вжи­вал­ся в об­раз «ди­ка­ря», мар­ги­на­ла, бун­тую­ще­го про­тив ус­лов­но­стей совр. об­ще­ст­ва, – ра­ботал ме­ха­ни­ком, то­ка­рем, был ор­ке­ст­ран­том-скри­па­чом в ка­фе, жур­на­ли­стом, ве­ло­гон­щи­ком. Не по­лу­чив спец. об­ра­зо­ва­ния, на­чал ху­дож. дея­тель­ность в Ша­ту, близ Па­ри­жа, где в 1900–01 сни­мал мас­тер­скую совм. с А. Де­ре­ном и ра­ботал на пле­нэ­ре. С 1901 под влия­ни­ем вы­став­ки В. Ван Го­га сло­жи­лась ори­ги­наль­ная творч. ма­не­ра В.: его жи­во­пись на­пол­ни­лась эк­заль­ти­ро­ван­ной кра­соч­но­стью (яр­кая ки­но­варь, ульт­ра­ма­рин, ли­мон­но-жёл­тые и изум­руд­но-зе­лё­ные то­на) и рез­ки­ми кон­тра­ста­ми («Крас­ные де­ре­вья», 1906, Нац. му­зей совр. иск-ва, Па­риж; «Бар­жи на Се­не», ок. 1907, ГМИИ). В 1905 В. и Де­рен объ­еди­ни­лись с ху­дож­ни­ка­ми кру­га А. Ма­тис­са; их со­вме­ст­ная экс­по­зи­ция в Осен­нем са­ло­не оз­на­ме­но­ва­ла ро­ж­де­ние фо­виз­ма. В 1907–09 под влия­ни­ем П. Се­зан­на у В. по­яв­ля­ет­ся стрем­ле­ние к ком­по­зиц. урав­но­ве­шен­но­сти и кон­ст­рук­тив­ной яс­но­сти фор­мы («Го­ро­док на бе­ре­гу озе­ра», ок. 1907, Эр­ми­таж, С.-Пе­тер­бург). С 1911 (го­да пре­бы­ва­ния в Анг­лии) в жи­во­пи­си В. по­яв­ля­ют­ся ро­ман­тич. чер­ты; тём­ные то­на его пей­за­жей, на­пи­сан­ных ди­на­мич­ной ки­стью, пре­ры­ва­ют­ся та­ин­ст­вен­ны­ми вспыш­ка­ми («Са­ут­гемп­тон» и «Мост Тау­эра», оба 1911, ча­ст­ное со­б­ра­ние).

В 1925 В. при­об­рёл сель­ский дом в Рю­эй-ла-Га­дель­е­ре, где ра­бо­тал до кон­ца жиз­ни. В позд­них пей­за­жах на­рас­та­ют тре­вож­ность, ощу­ще­ние тай­ны: глу­хие сте­ны до­мов, су­мрач­ные да­ли и по­ля, пус­тын­ные ули­цы, слов­но ове­ян­ные на­сто­ро­жён­ным мол­ча­ни­ем («Хи­жи­ны», 1925, Нац. му­зей совр. иск-ва, Па­риж). С осо­бым мас­тер­ст­вом ху­дож­ник пи­сал пред­гро­зо­вое не­бо с клу­бя­щи­ми­ся свин­цо­вы­ми об­ла­ка­ми, зло­ве­ще над­ви­гаю­щи­ми­ся на зем­лю («Гро­за над хлеб­ным по­лем», 1946, ча­ст­ное со­б­ра­ние). Ощу­ще­ние смя­те­ния, не­зри­мой дра­мы, ра­зыг­ры­ваю­щей­ся в при­ро­де, сбли­жа­ет твор­че­ст­во В. с экс­прес­сио­низ­мом. Ра­бо­тал так­же в тех­ни­ках ак­ва­ре­ли, кси­ло­гра­фии, ли­то­гра­фии и офор­та.

В 1912–14 В. уча­ст­во­вал в вы­став­ках «Буб­но­во­го ва­ле­та» и ока­зал влия­ние на рус. жи­во­пись. Ав­тор ро­ма­нов, эс­се, пам­фле­тов, кни­ги вос­по­ми­на­ний «Опас­ный по­во­рот» (1929).

Соч.: Tournant dangereux. P., 1929; Désobéir. [Réflexions]. P., 1936; Le ventre ouvert. P., [1937]; Paysages et personnages. P., 1953.

Лит.: Genevoix M. Vlaminck. L’homme. P., 1954; Sauvage M. Vlaminck, sa vie et son message. Gen., 1956; Selz J. Vlaminck. P., 1963; Pollag S. Mes souvenirs sur Vlaminck. Gen., 1968; Vlaminck, le peintre et la critique. (Cat.). P., 1987.

Вернуться к началу