Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЩУ́КИНЫ

ЩУ́КИНЫ, бра­тья, рос. пред­при­ни­ма­те­ли и моск. кол­лек­цио­не­ры, по­томств. поч. гра­ж­да­не. Сов­ла­дель­цы тор­го­во­го до­ма (с 1916 Т-ва на па­ях) «И. В. Щу­кин с сы­новь­я­ми» (уч­ре­ж­дён их от­цом – И. В. Щу­ки­ным в 1878).

Пётр Ива­но­вич [18.2(1.3).1853–12(25).10.1912], д. стат. сов. (1905). По­томств. дво­ря­нин (с 1905). Со­ста­вил круп­ную кол­лек­цию рус., вост. и зап.-ев­роп. древ­но­стей (ста­рин­но­го ору­жия, клю­чей, са­мо­ва­ров, вее­ров, ор­де­нов, ме­да­лей, ков­ров, шпа­лер и го­бе­ле­нов, дра­го­цен­но­стей, икон, ру­ко­пи­сей, карт и пр.; все­го 40 тыс. пред­ме­тов к 1905). По­свя­тил ей ок. 50 пуб­ли­ка­ций, сре­ди них: «Крат­кое опи­са­ние Щу­кин­ско­го му­зея в Мо­ск­ве» (1895), «Опись ста­рин­ных сла­вян­ских и рус­ских ру­ко­пи­сей со­б­ра­ния П. И. Щу­ки­на» (вып. 1–2, 1896–97), «Recueil de lettres et documents manuscrits anciens» (1897), «Пер­сид­ские ве­щи Щу­кин­ско­го со­б­ра­ния» (1907). Рас­по­ла­гал бо­лее чем 45 лич­ны­ми ар­хи­ва­ми гос. дея­те­лей, де­каб­ри­стов, пред­ста­ви­те­лей нау­ки, куль­ту­ры и др. Не­боль­шой раз­дел изо­бра­зит. иск-ва вклю­чал гл. обр. по­лот­на Д. Г. Ле­виц­ко­го, В. Л. Бо­ро­ви­ков­ско­го; франц. ху­дож­ни­ки бы­ли пред­став­ле­ны кар­ти­на­ми К. Мо­не («Да­ма в са­ду»), М. Де­ни («Свя­щен­ная ро­ща»), О. Ре­нуа­ра («Об­на­жён­ная. По­сле ку­па­ния») и др. (в 1912 ку­п­ле­ны С. И. Щу­ки­ным). Для раз­ме­ще­ния кол­лек­ции П. И. Щу­кин вы­стро­ил спец. зда­ние, вы­дер­жан­ное в под­ра­жа­ние др.-рус. ар­хи­тек­ту­ре (1892–93; арх. Б. Фрей­ден­берг, худ. О. А. Ле­ве), дру­гое в том же сти­ле (1897–98; арх. А. Э. Эрих­сон), со­еди­нён­ное с му­зе­ем под­зем­ным пе­ре­хо­дом (ны­не в них Гос. био­ло­гич. му­зей им. К. А. Ти­ми­ря­зе­ва), а так­же му­зей­ное хра­ни­ли­ще (1905; арх. Ф. Н. Коль­бе). В 1895 от­крыл му­зей для по­се­ти­те­лей. В 1905 пе­ре­дал в дар Ис­то­рич. му­зею своё со­б­ра­ние и му­зей­ный ком­плекс, ос­та­вил за со­бой пра­во по­жиз­нен­но­го вла­де­ния кол­лек­ция­ми и по­строй­ка­ми. Ав­тор «Вос­по­ми­на­ний» (ч. 1–5, 1911–12; по­след­нее изд. – 1997), в ко­то­рых рас­ска­зал, в ча­ст­но­сти, о со­би­ра­тель­ст­ве и ан­тик­вар­ной тор­гов­ле в Рос­сии. В 1912 му­зей за­крыт, к 1917 экс­по­на­ты пе­ре­ве­зе­ны в зда­ние Ис­то­рич. му­зея. Не­боль­шая часть вост. со­б­ра­ния П. И. Щу­ки­на с 1919 хра­нит­ся в Гос. му­зее иск-ва на­ро­дов Вос­то­ка.

Сер­гей Ива­но­вич [24.6(6.7).1854–10.1.1936], моск. ку­пец 1-й гиль­дии (с 1891), ком­мер­ции со­вет­ник (1894). В 1876 окон­чил Прак­тич. ком­мерч. ака­де­мию в г. Ге­ра (кн-во Рёйс млад­шей ли­нии, ны­не фе­де­раль­ная зем­ля Тю­рин­гия, ФРГ). С 1890 воз­глав­лял тор­го­вый дом «И. В. Щу­кин с сы­новь­я­ми». То­ва­рищ гиль­дей­ско­го ста­рос­ты Моск. ку­печ. упра­вы (1891–92), то­ва­рищ стар­ши­ны (1892–97) и вы­бор­ный (с 1895) Моск. ку­печ. об-ва, вы­бор­ный Моск. бир­же­во­го об-ва (1894–1912, 1915–18). Чл. моск. от­де­ле­ния Со­ве­та тор­гов­ли и ма­ну­фак­тур (с 1894). Чл. (1892–1914) и пред. (1914–17) со­ве­та Моск. ку­печ. об-ва вза­им­но­го кре­ди­та, чл. со­ве­та Моск. учёт­но­го бан­ка (1894–1914). Глас­ный Моск. гор. ду­мы (1897–1900). Сов­ла­де­лец и ди­рек­тор-рас­по­ря­ди­тель Т-ва «Эмиль Цин­дель», чл. прав­ле­ния стра­хо­во­го об-ва «Якорь» (с 1897). Один из пер­во­от­кры­ва­те­лей но­во­го зап. ис­кус­ст­ва, по­ку­пал кар­ти­ны на фо­не их пол­но­го не­при­ятия во Фран­ции и Рос­сии. В 1890-е гг. – 1914 со­брал кол­лек­цию по­ло­тен гл. обр. франц. им­прес­сио­ни­стов и пост­им­прес­сио­ни­стов (св. 200 ра­бот), сре­ди них: К. Пис­сар­ро («Опер­ный про­езд»), К. Мо­не (13 кар­тин, в т. ч. «Стог се­на в Жи­вер­ни», «Бе­лые кув­шин­ки», «Ру­ан­ский со­бор», «Зав­трак на тра­ве»), П. Се­зан­на (8 кар­тин, в т. ч. «Фрук­ты», «Мас­ле­ни­ца»), П. Го­ге­на (16 кар­тин, в т. ч. таи­тян­ско­го цик­ла, напр. «Сбор пло­дов» и «Же­на ко­ро­ля»), А. Ма­тис­са (37 кар­тин, а так­же зна­ме­ни­тые пан­но «Та­нец» и «Му­зы­ка»; в 1911 при­ни­мал Ма­тис­са у се­бя в Мо­ск­ве), П. Пи­кас­со (50 кар­тин). В 1907, по­сле смер­ти же­ны Л. Г. Щу­ки­ной, С. И. Щу­кин при­нял ре­ше­ние за­ве­щать свою кол­лек­цию Мо­ск­ве (в 1923 из­ме­нил ре­ше­ние, за­ве­щав всё дви­жи­мое и не­дви­жи­мое иму­ще­ст­во, вклю­чая кар­ти­ны, вто­рой же­не – Н. А. Щу­ки­ной и де­тям, что ста­ло пред­ме­том су­деб­ных раз­би­ра­тельств ме­ж­ду его по­том­ка­ми и со­вет­ским, а за­тем рос. го­су­дар­ст­вом). В 1908 от­крыл со­б­ра­ние для по­сети­те­лей. В 1910 вы­де­лил сред­ст­ва на соз­да­ние при ка­фед­ре фи­ло­со­фии ис­тори­ко-фи­ло­ло­гич. ф-та Моск. ун-та Пси­холо­гич. ин-та им. Л. Г. Щу­ки­ной (дейст­во­вал с 1912, тор­жест­вен­но от­крыт в 1914, ру­ко­во­ди­тель до 1923 Г. И. Чел­па­нов; ны­не Пси­хо­ло­ги­чес­кий ин-т РАО). В 1913 опуб­ли­ко­вал «Ка­та­лог кар­тин со­б­ра­ния С. И. Щу­ки­на». В авг. 1918 эмиг­ри­ро­вал (с 1919 жил в Па­ри­же). Его га­ле­рея на­цио­на­ли­зи­ро­ва­на де­кре­том СНК от 29.10.1918, в 1919 по­лу­чила назв. Пер­вый му­зей но­вой зап. жи­во­пи­си [впо­след­ст­вии объ­е­ди­нён со Вто­рым му­зе­ем но­вой зап. жи­во­пи­си (со­б­ра­ние И. А. Мо­ро­зо­ва), см. Но­во­го за­пад­но­го ис­кус­ст­ва му­зей]. В 1948 щу­кин­ская кол­лек­ция по­сту­пи­ла в Эр­ми­таж и Му­зей изо­бра­зительных ис­кусств им. А. С. Пуш­ки­на.

Дмит­рий Ива­но­вич [24.8(5.9). 1855–29.3.1932]. Окон­чил Выс­шее ком­мерч. уч-ще в Дрез­де­не (1876). В 1891 ото­шёл от уча­стия в де­лах се­мей­ной фир­мы, ув­лёк­ся кол­лек­цио­ни­ро­ва­ни­ем. Ос­но­ву его со­б­ра­ния со­став­ля­ли про­из­ве­де­ния зап.-ев­роп. ху­дож­ни­ков 14–18 вв. Франц. часть кол­лек­ции вклю­ча­ла 146 про­из­ве­де­ний (Ф. Бу­ше, А. Ват­то, Н. Лан­кре, Ж. Фра­го­на­ра и др.), ни­дерл. часть – ок. 60 кар­тин (Я. ван Рёйс­да­ля, Г. Тер­бор­ха и др.). В со­б­ра­ние скульп­ту­ры вхо­ди­ло ок. 50 брон­зо­вых ста­ту­эток 16–19 вв. (Ф. Жи­рар­до­на, Ж. Б. Кар­по, Э. Фаль­ко­не и др.). В 1897–1913 по­да­рил св. 30 кар­тин Ру­мян­цев­ско­му му­зею. В 1902 Д. И. Щу­кин при­об­рёл особ­няк в Ста­ро­ко­ню­шен­ном пе­ре­ул­ке, где в 20 ком­на­тах раз­мес­тил своё со­б­ра­ние (св. 600 пред­ме­тов, сре­ди них: кар­ти­ны, ри­сун­ки, гра­вю­ры, ху­дож. из­де­лия из мра­мо­ра, брон­зы, фар­фо­ра, ча­сы и др.). В 1918 оно на­цио­на­ли­зи­ро­ва­но, пре­об­ра­зо­ва­но в Пер­вый му­зей ста­рой зап. жи­во­пи­си (Д. И. Щу­кин ос­тал­ся в нём млад­шим по­мощ­ни­ком хра­ни­те­ля). В 1923–24 экс­по­на­ты пе­ре­ве­зе­ны в Гос. му­зей изящ­ных ис­кусств (ны­не Гос. му­зей изо­бра­зи­т. ис­кусств им. А. С. Пуш­ки­на), Д. И. Щу­кин на­зна­чен чле­ном учё­но­го со­ве­та это­го му­зея и од­ним из хра­ни­те­лей итал. от­де­ла. Кол­лек­ция фар­фо­ра в 1927 пе­ре­да­на в Гос. му­зей ке­ра­ми­ки в Кус­ко­во.

Лит.: Ма­ке­дон­ская Е. И. Кол­лек­ция П. И. Щу­ки­на // Во­про­сы ис­то­рии. 1978. № 10; Гор­бу­ши­на Н. В. П. И. Щу­кин и его до­ку­мен­таль­ная кол­лек­ция // Пись­мен­ные ис­точ­ни­ки в со­б­ра­нии ГИМ. М., 1993. Ч. 2; Се­ме­но­ва Н. Ю. Жизнь и кол­лек­ция С. Щу­ки­на. М., 2002; она же. Мо­с­ков­ские кол­лек­цио­не­ры. М., 2010; Лю­бите­лям рус­ской ста­ри­ны: ве­ли­кий ме­це­нат Рос­сии П. И. Щу­кин / Сост. Н. И. Ас­та­шо­ва и др. М., 2005.

Вернуться к началу