КУСКО́ВО
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КУСКО́ВО, дворцово-парковый ансамбль в Москве. Впервые дер. Кусково упоминается в историч. документах ок. 1510, когда она была приобретена В. А. Шереметевым у А. А. Пушкина. С этого времени вплоть до 1918 Кусково оставалось во владении рода Шереметевых. В 1622 упоминается как с. Спасское с дерев. храмом и боярским двором. В 1715 владельцем К. становится гр. Б. П. Шереметев. При его сыне, гр. П. Б. Шереметеве, возник усадебный комплекс Кусково.
К сер. 1750-х гг. в К. сложилась композиция регулярного парка (ок. 30 га) с системой прудов (к кон. 18 в. их было 17), каналами и постройками (с несохранившимся «хоромным строением» 1740-х гг.). В создании ансамбля 1730–1790-х гг. принимали участие крепостные архитекторы Ф. С. Аргунов, А. Ф. Миронов, Г. Е. Дикушин, садовник А. Фохт, вольные и крепостные живописцы, резчики, позолотчики. Имп. Екатерина II посетила К. не менее 6 раз (в 1775 – с имп. Иосифом II). В 1800 новый владелец К., гр. Н. П. Шереметев, переехал в Останкино, что послужило началом упадка усадьбы. В ходе Отеч. войны 1812 в К. размещался корпус франц. маршала М. Нея, что нанесло усадьбе значит. урон. К 1870–71 усадьба частично восстановлена и реставрирована гр. Д. Н. Шереметевым. Последним хозяином К. стал гр. С. Д. Шереметев, поспособствовавший в 1918 национализации усадьбы и превращению её в Музей-усадьбу. С кон. 19 в. часть усадебных земель К. сдавалась под дачи (в 1899 здесь жил И. И. Левитан). В 1932 в К. размещён Музей фарфора и стекла (один из крупнейших в мире). В 1938 оба музея объединены под назв. «Музей керамики и "Усадьба Кусково XVIII века"». С 1938 в составе г. Перово. С 1960 в черте Москвы.
Первое каменное сооружение в К. – барочная ц. Всемилостивого Спаса (1737–39; на месте дерев. ц. Происхождения Честных Древ Креста Господня, 1610-е гг.), украшенная статуями на крыше (не сохр.) и в нишах 8-гранного барабана; стоящая рядом колокольня со шпилем выполнена в стиле классицизма (1792–93, архитекторы А. Ф. Миронов, Г. Е. Дикушин). Центр усадьбы – сооружённый в формах раннего классицизма дерев. (на каменном цокольном этаже) одноэтажный дворец с антресолями, портиками по обеим сторонам, анфиладной планировкой и парадным Белым залом по гл. оси (1769–1775, арх. К. И. Бланк, вероятно, по проекту Ш. де Вайи). Его парадный фасад с 6-колонным ионич. портиком и широкими подъездными пандусами выходит на Большой пруд (увеличен в 1751–55) с искусств. островом. Гл. ось ансамбля продолжается каналом и перспективой, ведущей к шатровой Успенской ц. в Вешняках (1644–46, приделы 1656, 3-ярусная колокольня – 1732–34, росписи – 1727–1802, в т. ч. И. П. Аргунова). Интерьеры дворца (завершены в 1779, И. Юст, Я. Кинт и др.) замечательны декоративным разнообразием; в их убранстве (живописные плафоны Л. Лагрене Старшего, гобелены, резьба, наборный паркет и мебель, люстры и изразцовые печи) сочетаются эффекты барокко и утончённые приёмы классицизма. В залах представлены портретная галерея (работы Д. Г. Левицкого, Ф. С. Рокотова, А. П. Антропова, И. П. и Н. И. Аргуновых, П. Ротари, И. Б. Лампи Старшего и др.), рус. натюрморты 1730–40-х гг., скульптура (бюсты Ф. И. Шубина), гравюры, часы.
Сев. фасад дворца обращён в регулярный сад с центр. аллеей, обрамлённой партерами с мраморными статуями 18 в. (скульптор И. Юст и др.; часть статуй привезена из Италии; в память о посещениях усадьбы имп. Екатериной II перед дворцом установлены мраморный обелиск и колонна со статуей Минервы). Аллея замыкается протяжённым зданием Большой оранжереи с танцевальным залом в центре двусветной части, с застеклёнными галереями и боковыми ризалитами зимнего сада (1761–64, архитекторы Д. Антонов и предположительно Ф. С. Аргунов; ныне в здании – экспозиция керамики 18–20 вв.). Рядом расположена Американская оранжерея (реконструирована в нач. 2000-х гг.). В подражание петерб. ансамблям для увеселения гостей создавались экзотич. уголки в нац. традициях. Центром «голландского» участка, с прудом, садом и подъёмным мостом (первоначальный, на железных цепях, не сохр.), стал 2-этажный Голландский домик (1749–51, в интерьерах – облицовка голл. керамич. плиткой). В др. конце регулярного парка – «итальянский» уголок, с фонтаном и статуями в небольшом саду перед 2-этажным Итальянским домиком (1754–55, архитекторы Ю. И. Кологривов, Ф. С. Аргунов, плафоны П. Г. Красовского), в котором соединились элементы рококо и раннего классицизма (сохранились отделка парадного зала и дерев. резная лестница; в здании – экспозиция итал. майолики и стекла 15–18 вв.).
Ансамбль усадьбы дополняют: Кухонный флигель (1755–56, арх. Ф. С. Аргунов; при переделке в 1780-х гг. привнесены черты классицизма) и летний павильон «Грот» у крестовидного пруда (1755–61, архитектор он же; убранство завершено к 1775, скульптура фасадов – М. И. Зимин, сложные интерьеры в стиле рококо – И. И. Фохт и др.; см. иллюстрации к ст. Аргуновы), отличающийся уникальной отделкой мор. ракушками, перламутром, стеклом, натуральным камнем и необычной металлич. декорацией купола, имитировавшей струящийся фонтан. Перспективу 8 парковых аллей завершает центрич. Эрмитаж, выполненный в формах раннего классицизма (с элементами рокайльного декора) в 1764–67 К. И. Бланком; напротив него – ротондальный вольер для птиц.
Изысканно-сложная геометрия газонов-партеров (узоры из травы, цветов и насыпных дорожек, объёмные формы из стриженой зелени, сплошные шпалерные стенки), дополненная экзотич. растениями, сделала садово-парковый ансамбль К. уникальным произведением иск-ва 18 в. Его достопримечательностями были летний «Воздушный театр», полностью выполненный из зелени (1763), отд. здание портретной галереи (оба не сохр.) и павильон Менажерея (1755, реконструирован), предназначенный для певчих и декоративных птиц. В 1770–90-х гг. в сев. части усадьбы разбит обширный пейзажный парк («Гай»; «садового дела мастер» Ракк; к нач. 20 в. практически утрачен из-за дачной застройки и строительства железной дороги). Здесь были вырыты пруды, устроены ручьи с каскадами, насыпные горки, «лабиринт» из подстриженных берёз; возведены: каменный Шереметевский театр (1787; разобран в 1870-е гг.), где выступали крепостные – актриса П. И. Жемчугова, комп. С. А. Дегтярёв, балерина Т. В. Гранатова (часть декораций была исполнена П. ди Г. Гонзаго), летний «Дом уединения» П. Б. Шереметева (сломан в 1812), также не сохранившиеся беседки, павильоны, гроты, маяки. За Большим прудом размещался зверинец (до 600 голов оленей разных видов и др. животные). После смерти Н. П. Шереметева построены: домик управляющего (1810), Швейцарский домик (1870, арх. Н. Л. Бенуа), каретный сарай и сушило (19 в.).