Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ОСТА́НКИНО

Авторы: П. С. Павлинов

ОСТА́НКИНО, уса­деб­ный ан­самбль в Мо­ск­ве. Впер­вые упо­ми­на­ет­ся в 1558 в ме­же­вой кни­ге Трои­це-Сер­гие­ва мон. с. Рос­то­ки­но с де­рев­ня­ми как дер. Ос­таш­ко­ва на су­хо­до­ле. При­над­ле­жа­ло бра­ту же­ны А. Ф. Ада­ше­ва – А. П. Са­ти­ну (каз­нён в 1563). С 1580-х гг. и до 1620 – вот­чи­на В. Я. Щел­ка­ло­ва и его сы­на И. В. Щел­ка­ло­ва (?–1620), при них соз­дан пер­вый уса­деб­ный ком­плекс, от ко­то­ро­го со­хра­нил­ся пруд. В 1620–1743 вла­де­ние кня­зей Чер­кас­ских (по­строи­ли бо­яр­ский двор и кир­пич­ную цер­ковь). В 1743 в ка­че­ст­ве при­да­но­го за княж­ной В. А. Чер­кас­ской пе­ре­шло к её му­жу гр. П. Б. Ше­ре­ме­те­ву (его по­том­ки вла­де­ли О. вплоть до 1917).

Останкино. Главный дворец со стороны парадного двора. 1792–98. Архитекторы А. Ф. Миронов, Г. Е. Дикушин, П. И. Аргунов и др. по проектам Ф. Кампорези, Е. С. Назарова, В. Бренны и др. Фото А. И. Нагаева

В сер. 18 в. по­строе­ны де­рев. «ста­рые хо­ро­мы» (1750-е гг., пе­ре­строе­ны в 1790–1791, сне­се­ны в 1827–28), ка­мен­ная оран­же­рея с уве­се­ли­тель­ным за­лом (не сохр.), раз­бит ре­гу­ляр­ный парк. В кон. 18 в. под­мос­ков­ная усадь­ба от­строе­на по идее гр. Н. П. Ше­ре­ме­те­ва. Зна­ме­ни­та бла­го­да­ря кре­по­ст­но­му те­ат­ру, в шта­те ко­то­ро­го в 1797 со­стоя­ло ок. 170 чел. [сре­ди ак­тёров – П. И. Жем­чу­го­ва (Ко­ва­лё­ва-Жем­чу­го­ва), Т. В. Гра­на­то­ва (Шлы­ко­ва-Гра­на­то­ва)]. В ре­пер­туа­ре театра бы­ло бо­лее 100 опер, ко­ме­дий и ба­ле­тов (ба­летм. Ш. Ле Пик, ка­пель­мей­стер и ди­ри­жёр С. А. Дег­тя­рёв; сце­но­гра­фы Дж. Ва­ле­зи­ни, Ф. Гиль­фер­динг, П. ди Г. Гон­за­го, К. Би­бие­на, С. А. Ка­ли­нин, К. М. Фун­ту­сов, Г. С. Му­хин); пер­вый спек­такль дан 22.7(2.8).1795 (опе­ра О. А. Коз­лов­ско­го «Зель­ми­ра и Сме­лон, или Взя­тие Из­маи­ла»). В нач. 19 в. муз. ин­ст­ру­мен­ты для ор­ке­ст­ра (скрип­ки, аль­ты, вио­лон­че­ли, ги­та­ры) соз­да­вал И. А. Ба­тов. В 1797 здесь по­бы­ва­ли имп. Па­вел I и поль­ский ко­роль Ста­ни­слав Ав­густ По­ня­тов­ский, в 1801 имп. Алек­сандр I во вре­мя его ко­ро­нац. тор­жеств. По­сле смер­ти Ко­ва­лёвой-Жем­чу­го­вой в 1803 Н. П. Ше­ре­ме­тев О. поч­ти не по­се­щал. В кон. 19 в. усадь­ба во­шла в чер­ту Мо­ск­вы. Крае­ведч. му­зей с 1918 (от­крыт в 1919); в 1930-е гг. ре­ор­га­ни­зо­ван в ис­то­ри­ко-ху­дож. му­зей; в 1938 пе­ре­име­но­ван во Дво­рец-му­зей твор­че­ст­ва кре­по­ст­ных; в 1991 – в Му­зей-усадь­бу «О.». Рес­тав­ри­ру­ет­ся с 1989.

Останкино. Фойе зрительного зала театра.

Ос­но­вой двор­цо­во-пар­ко­во­го ан­самб­ля в сти­ле зре­ло­го клас­си­циз­ма яв­ля­ет­ся ком­плекс на­хо­дя­щих­ся на од­ной оси, со­еди­нён­ных друг с дру­гом де­рев. по­стро­ек (1792–98, кре­по­ст­ные ар­хи­тек­то­ры А. Ф. Ми­ро­нов, Г. Е. Ди­ку­шин, с 1793 – П. И. Ар­гу­нов, Д. Го­лов­цов, Б. Кур­зин и др., по про­ек­там Ф. Кам­по­ре­зи, Е. С. На­за­ро­ва, В. Брен­ны, И. Е. Ста­ро­ва, Дж. Ква­рен­ги; кон­суль­та­ции К. И. Блан­ка; леп­ные рель­е­фы фа­са­дов – Ф. Г. Гор­де­ев и Г. Т. За­ма­ра­ев). Центр ком­плек­са – 2-этаж­ный дво­рец-те­атр с ан­фи­ла­да­ми гос­ти­ных (по­стро­ен к 1794) – увен­чан пло­ским ку­по­лом на ши­ро­ком ба­ра­ба­не (про­ект Кам­по­ре­зи). Юж­ный, парад­ный, фа­сад ук­ра­шен по цен­тру 6-ко­лон­ным ко­ринф­ским пор­ти­ком, по сто­ро­нам – 4-ко­лон­ны­ми ио­ни­че­ски­ми пор­ти­ка­ми, со сто­ро­ны пар­ка – 10-ко­лон­ной лод­жи­ей и трой­ны­ми ве­не­ци­ан­ски­ми ок­на­ми. Рас­по­ло­жен­ный в цен­тре двор­ца те­атр (1792, ар­хи­тек­то­ры Ми­ро­нов, Ди­ку­шин, пе­ре­стро­ен в 1796; оформ­лен жи­во­пис­цем Ва­ле­зи­ни) в пря­мо­уголь­ной сво­ей час­ти (соб­ст­вен­но сце­на) ук­ра­шен двой­ной ко­лон­на­дой пе­ре­движ­ных де­ко­ра­тив­ных ко­лонн, в по­лу­круг­лой час­ти (мес­та для зри­те­лей) име­ет бель­э­таж с ко­лон­на­ми (про­ект Брен­ны 1793); час­тич­но со­хра­ни­лись ма­шин­ное от­де­ле­ние («ма­ши­нист» Ф. И. Пря­хин), гри­ми­ро­воч­ные и др. по­ме­ще­ния. К зри­тель­но­му за­лу при­мы­ка­ет фойе пар­те­ра (кар­тин­ная га­ле­рея) с тор­це­выми ком­на­та­ми, вы­хо­дя­щи­ми во двор и в парк. Гл. кор­пус свя­зан не­вы­со­ки­ми га­ле­рея­ми с «Еги­пет­ским па­виль­о­ном» (кон­церт­ный зал) и с «Италь­ян­ским па­виль­о­ном» (слу­жил так­же бан­кет­ным за­лом; оба по про­ек­там Брен­ны 1793). К «Италь­ян­ско­му па­виль­о­ну» при­мы­ка­ет ро­тон­да, по­стро­ен­ная по про­ек­ту Ар­гу­но­ва. В 1811 де­рев. сваи за­ме­не­ны лен­точ­ным ка­мен­ным фун­да­мен­том.

В ред­ких по со­хран­но­сти ин­терь­е­рах [Ма­ли­но­вая при­хо­жая, Го­лу­бой (Еги­пет­ский) зал (с фи­гу­ра­ми ат­лан­тов, хо­ра­ми для ор­ке­ст­ра, рос­пи­сью по­тол­ка 1796), Пун­цо­вая гос­ти­ная (c па­рад­ным порт­ре­том Пав­ла I ра­бо­ты Н. И. Ар­гу­но­ва, 1797) и др.] – фи­гур­ные пе­чи, рас­писные пла­фо­ны (мас­те­ра Г. С. Му­хин, Дж. Фер­ра­ри), бу­маж­ные обои (обив­ка стен, по­стра­дав­шая в 1812, вос­ста­нов­ле­на в 1955–56), леп­ни­на по­тол­ков и кар­ни­зов (ар­тель под рук. Л. Жил­кина и И. Меш­ко­ва), зо­ло­чё­ная резь­ба (мас­тер В. Пряль­чен­ко, мас­тер­ская П. П. Спо­ля), уни­каль­ные по со­хран­ности на­бор­ные пар­ке­ты из до­ро­гих по­род де­ре­ва (мас­те­ра Ф. Я. Пряд­чен­ко, Ф. И. Пря­хин, Е. Чет­ве­ри­ков, мас­тер­ская Тау­де и др.), све­тиль­ни­ки (тор­ше­ры И. С. Мо­ча­ли­на, люс­т­ры мас­тер­ской И. А. Фи­ше­ра, кан­де­ляб­ры П. Ф. То­мира), жи­ран­до­ли, кол­лек­ции жи­во­пи­си (с сер. 17 в.; в т. ч. про­из­ве­де­ния Ф. Со­ли­ме­ны, Й. Плат­це­ра, А. Ка­уф­ман, И. П., Н. И. и Я. И. Ар­гу­но­вых), гра­вю­ры, скульп­ту­ры (др.-рим. ста­туи, про­из­ве­де­ния А. Ка­но­вы, Э. М. Фаль­ко­не, П. Три­скор­ни, Ж. А. Гу­до­на, Ф. Г. Гор­дее­ва, ко­пии ан­тич­ных ста­туй 18 в.; ба­рель­е­фы за­во­да Уэд­жву­да, Анг­лия), ча­сов, ваз, фар­фо­ра, ме­бе­ли (Ф. Ни­ки­фо­ров, Я. Ду­на­ев, И. С. Мо­ча­лин) и пр.

Останкино. Церковь Живоначальной Троицы. 1678–92. Зодчий П. С. Потехин. Фото А. И. Нагаева

Па­рад­ный по­лу­круг­лый двор (до 1830-х гг. пря­мо­уголь­ный) об­не­сён ре­шёт­кой с во­ро­та­ми. Пе­ред дво­ром – кир­пич­ная 5-гла­вая с дву­мя 1-гла­вы­ми при­де­ла­ми ц. Жи­во­на­чаль­ной Трои­цы (1678–83; зод­чий П. С. По­те­хин; от­дел­ка в «узо­роч­ном сти­ле» с из­раз­ца­ми и бе­ло­ка­мен­ны­ми ор­на­мен­та­ми за­вер­ше­на в 1692; рос­пи­си 1840, И. С. Под­клюш­ни­ков; 9-ярус­ный ико­но­стас кон. 17 в. об­нов­лён в 1856 под на­блю­де­ни­ем арх. М. Д. Бы­ков­ско­го; цер­ковь рес­тав­ри­ро­ва­лась в 1878–80, 2010; в 1935–91 бо­го­слу­же­ния не ве­лись, ны­не – под­во­рье Вве­ден­ской Оп­ти­ной пус­ты­ни) с ко­ло­коль­ней в рус­ском сти­ле (1877–78, арх. Н. В. Сул­та­нов).

С сев. сто­ро­ны к двор­цу при­мы­ка­ет ста­рин­ный парк (об­щая пл. ок. 60 га): «Уве­се­ли­тель­ный сад» (1792–94, ре­кон­ст­руи­ро­ван в 1980-е гг.; 9 га; фраг­мен­ты ре­гу­ляр­но­го пар­ка 1750-х гг.; партер, гор­ка «Пар­нас», гео­мет­рич. сис­те­ма аллей с центр. пер­спек­ти­вой, мра­мор­ны­ми гер­ма­ми и ва­за­ми) и пей­заж­ный «При­ба­воч­ный сад» (1795–1803, оба спро­ек­ти­ро­ва­ны А. Ф. Ми­ро­но­вым, П. И. Ар­гу­но­вым, са­дов­ни­ки Р. Ман­нерс, Н. Ку­ве­рин; с 1932 – Парк куль­ту­ры и от­ды­ха; в 1976 вклю­чён в со­став ВДНХ как пар­ко­вая зо­на) с кур­га­на­ми слав. по­се­ле­ний 11–13 вв. и р. Ка­мен­кой, за ко­то­рой рас­по­ло­жен Гл. бо­та­нич. сад РАН.

Лит.: Ше­ре­ме­тев СД. Ос­тан­ки­но. СПб., 1897; Гра­барь ИЭ. Ос­тан­кин­ский дво­рец // Ста­рые го­ды. 1910. Май – июнь; Под­мос­ков­ные му­зеи. М.; Л., 1925. Вып. 1; Ани­си­мов Ю., Но­виц­кий Г. Ос­тан­ки­но. М., 1927; Ви­но­гра­дов КЯ. Ос­тан­ки­но. Кре­сть­я­не и ра­бо­чие при по­строй­ке Ос­тан­кин­ско­го «Уве­се­ли­тель­но­го до­ма». М., 1929; Ели­за­ро­ва НА. Ос­тан­ки­но. М., 1966; Еф­ре­мо­ва ИК., Чер­вя­ков АФ. Ос­тан­ки­но. Пу­те­во­ди­тель. М., 1980; Ос­тан­кин­ский дво­рец-му­зей твор­че­ст­ва кре­по­ст­ных. М., 1982; Но­вые ма­те­риа­лы по ис­то­рии рус­ской куль­ту­ры: [Сбор­ник тру­дов Ос­тан­кин­ско­го двор­ца-му­зея]. М., 1987; Вдо­вин Г. В., Леп­ская ЛА., Чер­вя­ков АФ. Ос­тан­ки­но. Те­атр-дво­рец. М., 1994; Ос­тан­ки­но: Глав­ный бо­та­ни­че­ский сад Рос­сий­ской ака­де­мии на­ук. М., 1996.

Вернуться к началу