ОСТА́НКИНО
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ОСТА́НКИНО, усадебный ансамбль в Москве. Впервые упоминается в 1558 в межевой книге Троице-Сергиева мон. с. Ростокино с деревнями как дер. Осташкова на суходоле. Принадлежало брату жены А. Ф. Адашева – А. П. Сатину (казнён в 1563). С 1580-х гг. и до 1620 – вотчина В. Я. Щелкалова и его сына И. В. Щелкалова (?–1620), при них создан первый усадебный комплекс, от которого сохранился пруд. В 1620–1743 владение князей Черкасских (построили боярский двор и кирпичную церковь). В 1743 в качестве приданого за княжной В. А. Черкасской перешло к её мужу гр. П. Б. Шереметеву (его потомки владели О. вплоть до 1917).
В сер. 18 в. построены дерев. «старые хоромы» (1750-е гг., перестроены в 1790–1791, снесены в 1827–28), каменная оранжерея с увеселительным залом (не сохр.), разбит регулярный парк. В кон. 18 в. подмосковная усадьба отстроена по идее гр. Н. П. Шереметева. Знаменита благодаря крепостному театру, в штате которого в 1797 состояло ок. 170 чел. [среди актёров – П. И. Жемчугова (Ковалёва-Жемчугова), Т. В. Гранатова (Шлыкова-Гранатова)]. В репертуаре театра было более 100 опер, комедий и балетов (балетм. Ш. Ле Пик, капельмейстер и дирижёр С. А. Дегтярёв; сценографы Дж. Валезини, Ф. Гильфердинг, П. ди Г. Гонзаго, К. Бибиена, С. А. Калинин, К. М. Фунтусов, Г. С. Мухин); первый спектакль дан 22.7(2.8).1795 (опера О. А. Козловского «Зельмира и Смелон, или Взятие Измаила»). В нач. 19 в. муз. инструменты для оркестра (скрипки, альты, виолончели, гитары) создавал И. А. Батов. В 1797 здесь побывали имп. Павел I и польский король Станислав Август Понятовский, в 1801 имп. Александр I во время его коронац. торжеств. После смерти Ковалёвой-Жемчуговой в 1803 Н. П. Шереметев О. почти не посещал. В кон. 19 в. усадьба вошла в черту Москвы. Краеведч. музей с 1918 (открыт в 1919); в 1930-е гг. реорганизован в историко-худож. музей; в 1938 переименован во Дворец-музей творчества крепостных; в 1991 – в Музей-усадьбу «О.». Реставрируется с 1989.
Основой дворцово-паркового ансамбля в стиле зрелого классицизма является комплекс находящихся на одной оси, соединённых друг с другом дерев. построек (1792–98, крепостные архитекторы А. Ф. Миронов, Г. Е. Дикушин, с 1793 – П. И. Аргунов, Д. Головцов, Б. Курзин и др., по проектам Ф. Кампорези, Е. С. Назарова, В. Бренны, И. Е. Старова, Дж. Кваренги; консультации К. И. Бланка; лепные рельефы фасадов – Ф. Г. Гордеев и Г. Т. Замараев). Центр комплекса – 2-этажный дворец-театр с анфиладами гостиных (построен к 1794) – увенчан плоским куполом на широком барабане (проект Кампорези). Южный, парадный, фасад украшен по центру 6-колонным коринфским портиком, по сторонам – 4-колонными ионическими портиками, со стороны парка – 10-колонной лоджией и тройными венецианскими окнами. Расположенный в центре дворца театр (1792, архитекторы Миронов, Дикушин, перестроен в 1796; оформлен живописцем Валезини) в прямоугольной своей части (собственно сцена) украшен двойной колоннадой передвижных декоративных колонн, в полукруглой части (места для зрителей) имеет бельэтаж с колоннами (проект Бренны 1793); частично сохранились машинное отделение («машинист» Ф. И. Пряхин), гримировочные и др. помещения. К зрительному залу примыкает фойе партера (картинная галерея) с торцевыми комнатами, выходящими во двор и в парк. Гл. корпус связан невысокими галереями с «Египетским павильоном» (концертный зал) и с «Итальянским павильоном» (служил также банкетным залом; оба по проектам Бренны 1793). К «Итальянскому павильону» примыкает ротонда, построенная по проекту Аргунова. В 1811 дерев. сваи заменены ленточным каменным фундаментом.
В редких по сохранности интерьерах [Малиновая прихожая, Голубой (Египетский) зал (с фигурами атлантов, хорами для оркестра, росписью потолка 1796), Пунцовая гостиная (c парадным портретом Павла I работы Н. И. Аргунова, 1797) и др.] – фигурные печи, расписные плафоны (мастера Г. С. Мухин, Дж. Феррари), бумажные обои (обивка стен, пострадавшая в 1812, восстановлена в 1955–56), лепнина потолков и карнизов (артель под рук. Л. Жилкина и И. Мешкова), золочёная резьба (мастер В. Пряльченко, мастерская П. П. Споля), уникальные по сохранности наборные паркеты из дорогих пород дерева (мастера Ф. Я. Прядченко, Ф. И. Пряхин, Е. Четвериков, мастерская Тауде и др.), светильники (торшеры И. С. Мочалина, люстры мастерской И. А. Фишера, канделябры П. Ф. Томира), жирандоли, коллекции живописи (с сер. 17 в.; в т. ч. произведения Ф. Солимены, Й. Платцера, А. Кауфман, И. П., Н. И. и Я. И. Аргуновых), гравюры, скульптуры (др.-рим. статуи, произведения А. Кановы, Э. М. Фальконе, П. Трискорни, Ж. А. Гудона, Ф. Г. Гордеева, копии античных статуй 18 в.; барельефы завода Уэджвуда, Англия), часов, ваз, фарфора, мебели (Ф. Никифоров, Я. Дунаев, И. С. Мочалин) и пр.
Парадный полукруглый двор (до 1830-х гг. прямоугольный) обнесён решёткой с воротами. Перед двором – кирпичная 5-главая с двумя 1-главыми приделами ц. Живоначальной Троицы (1678–83; зодчий П. С. Потехин; отделка в «узорочном стиле» с изразцами и белокаменными орнаментами завершена в 1692; росписи 1840, И. С. Подклюшников; 9-ярусный иконостас кон. 17 в. обновлён в 1856 под наблюдением арх. М. Д. Быковского; церковь реставрировалась в 1878–80, 2010; в 1935–91 богослужения не велись, ныне – подворье Введенской Оптиной пустыни) с колокольней в русском стиле (1877–78, арх. Н. В. Султанов).
С сев. стороны к дворцу примыкает старинный парк (общая пл. ок. 60 га): «Увеселительный сад» (1792–94, реконструирован в 1980-е гг.; 9 га; фрагменты регулярного парка 1750-х гг.; партер, горка «Парнас», геометрич. система аллей с центр. перспективой, мраморными гермами и вазами) и пейзажный «Прибавочный сад» (1795–1803, оба спроектированы А. Ф. Мироновым, П. И. Аргуновым, садовники Р. Маннерс, Н. Куверин; с 1932 – Парк культуры и отдыха; в 1976 включён в состав ВДНХ как парковая зона) с курганами слав. поселений 11–13 вв. и р. Каменкой, за которой расположен Гл. ботанич. сад РАН.