ЛЕВИТА́Н ИСААК ИЛЬИЧ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛЕВИТА́Н Исаак Ильич [18(30).8.1860, посад Кибарты Сувалкской губ. (ныне Литва) – 22.7(4.8).1900, Москва], рос. живописец-пейзажист, акад. живописи петерб. АХ (1898). Сын ж.-д. служащего, в 1870 переехавшего вместе с семьёй в Москву. Учился в МУЖВЗ (1873–85) у А. К. Саврасова и В. Д. Поленова. Экспонент (с 1884) и чл. (с 1891) ТПХВ; чл. мюнхенского Сецессиона (1897); участвовал в выставках «Мира искусства» (1898–1900). Работал в Крыму (1886, 1899), в Финляндии (1896), посетил также в 1890-е гг. Италию, Австрию, Германию, Францию, Швейцарию. Восприняв у учителей метод тщательного изучения натуры и поэтизации обыденного, приёмы пленэрной живописи, Л. испытал также влияние мастеров барбизонской школы и в нач. 1880-х гг. постепенно перешёл от детализации и жанрово-повествовательной трактовки мотива, скупого, порой сумрачного колорита ранних работ к раскрытию многообразных состояний природы и атмосферы, к цельности эмоционального образа («Осенний день. Сокольники», 1879, ГТГ), а в сериях этюдов этих лет – к тональному, тонко нюансированному колориту («Мостик. Саввинская слобода», 1884, этюд, там же). В 1885–86 участвовал в оформлении спектаклей Рус. частной оперы С. И. Мамонтова.
Произведения Л. кон. 1880-х гг., передающие величие волжских просторов, отличаются ясностью, выверенностью композиции, чёткостью пространственных планов, неразрывно связанных уравновешенным цветовым строем («Вечер на Волге», 1888, «Вечер. Золотой Плёс», 1889, оба – ГТГ). Л. создал т. н. пейзаж настроения; своим интонац. строем работы Л. («Вечерний звон», «У омута»; оба 1892, ГТГ, и др.) особенно близки лирич. прозе А. П. Чехова, с которым художника связывали дружеские отношения.
Картиной «Владимирка» (1892, ГТГ), где впервые возникает ставшая затем одной из центральных для Л. тема дороги, художник заявил также о своей обществ. позиции, изобразив тракт, по которому шли сосланные в Сибирь на каторгу. Светонасыщенность, прозрачность чистых цветов, внутр. динамика живописи ряда работ 1880–90-х гг. («Берёзовая роща», 1885–89, «Свежий ветер. Волга», 1891–95, «Золотая осень», 1895, все – ГТГ) в известной мере созвучны стилистике импрессионизма. Творчество Л. 1890-х гг., близкое символизму и связанное с общими стилистич. исканиями рус. иск-ва этого времени (становление стиля модерн), отмечено тяготением к большей обобщённости письма, к плоскостно-декоративному решению композиции, к драматизации пейзажного мотива («Над вечным покоем», 1894, «Сумерки. Стога», 1899, «Летний вечер», 1900, все – ГТГ; незаконченная монументально-эпич. картина «Озеро. Русь», 1900, ГРМ). Иск-во Л. оказало значит. влияние на следующее поколение художников-пейзажистов. Преподавал в МУЖВЗ (1898–1900), среди учеников – С. Ю. Жуковский, П. В. Кузнецов, П. И. Петровичев, Н. Н. Сапунов.