КУЗНЕЦО́В ПАВЕЛ ВАРФОЛОМЕЕВИЧ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КУЗНЕЦО́В Павел Варфоломеевич [5(17).11.1878, Саратов – 21.2.1968, Москва], рос. живописец, засл. деят. искусств РСФСР (1928). Учился в МУЖВЗ (1897–1903) у К. А. Коровина и В. А. Серова. Один из организаторов выставки «Голубая роза» (1907). Участвовал в выставках «Мира искусства» и ж. «Золотое руно»; впоследствии входил в об-во «Четыре искусства» (1924–31). С нач. 1900-х гг., под влиянием В. Э. Борисова-Мусатова, нередко обращался в своих работах к мотивам сна, видения, стремясь найти в смешении реальности и мечты, в плоскостно-линейных ритмах, мерцающем колорите образную и живописную аналогию лит. и муз. символизму («Голубой фонтан», 1905, ГТГ). Надеясь открыть в первобытно-кочевой жизни извечную цельность бытия, гармонию между человеком и природой, в кон. 1900-х – нач. 1910-х гг. совершил ряд поездок в Заволжье и Ср. Азию, после чего создал «степную», или «киргизскую», серию картин («Мираж в степи», «Вечер в степи», обе 1912, ГТГ), проникнутых созерцательным покоем, ясно-просветлённых, в которых декоративная обобщённость сочетается с тонкой градацией цветовых оттенков.
В 1920–30-е гг., продолжая поиски декоративно-монументальных форм, К. использовал в своих станковых произведениях технику настенных росписей («Отдых пастухов», 1927, ГРМ; «Мать», 1930, ГТГ; оба – а секко). В работах этих лет, часто посвящённых преображённой жизни сов. Востока, К., сохраняя поэтич. строй образов, придаёт композициям динамику и пространственно-временную конкретность, человеческим фигурам – жизненную непосредственность («Сортировка хлопка», 1931, ГТГ). Исполнил также многочисл. пейзажи (Крыма, Армении, Подмосковья, Рижского взморья), натюрморты и портреты; серии автолитографий («Горная Бухара», «Туркестан», обе 1923). Преподавал в Москве – в МУЖВЗ (1916–18), Строгановском уч-ще (1917–1918), ГСХМ (1918–20), Вхутемасе – Вхутеине (1921–29), МВХПУ (1945–48).
Жена К. – живописец Елена Михайловна Бебутова (1892–1970), автор изысканных натюрмортов и пейзажей, в которых частично преломились открытия франц. кубизма.