Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КУЗНЕЦО́В ПАВЕЛ ВАРФОЛОМЕЕВИЧ

Авторы: Д. В. Сарабьянов
П. В. Кузнецов. «Вечер в степи». 1915–16. Русский музей (С.-Петербург).

КУЗНЕЦО́В Па­вел Вар­фо­ло­мее­вич [5(17).11.1878, Са­ра­тов – 21.2.1968, Мо­ск­ва], рос. жи­во­пи­сец, засл. де­ят. ис­кусств РСФСР (1928). Учил­ся в МУЖВЗ (1897–1903) у К. А. Ко­ро­ви­на и В. А. Се­ро­ва. Один из ор­га­ни­за­то­ров вы­став­ки «Го­лу­бая ро­за» (1907). Уча­ст­во­вал в вы­став­ках «Ми­ра ис­кус­ст­ва» и ж. «Зо­ло­тое ру­но»; впо­след­ст­вии вхо­дил в об-во «Че­ты­ре ис­кус­ст­ва» (1924–31). С нач. 1900-х гг., под влия­ни­ем В. Э. Бо­ри­со­ва-Му­са­то­ва, не­ред­ко об­ра­щал­ся в сво­их ра­бо­тах к мо­ти­вам сна, ви­де­ния, стре­мясь най­ти в сме­ше­нии ре­аль­но­сти и меч­ты, в пло­ско­ст­но-ли­ней­ных рит­мах, мер­цаю­щем ко­ло­ри­те об­раз­ную и жи­во­пис­ную ана­ло­гию лит. и муз. сим­во­лиз­му («Го­лу­бой фон­тан», 1905, ГТГ). На­де­ясь от­крыть в пер­во­быт­но-ко­че­вой жиз­ни из­веч­ную цель­ность бы­тия, гар­мо­нию ме­ж­ду че­ло­ве­ком и при­ро­дой, в кон. 1900-х – нач. 1910-х гг. со­вер­шил ряд по­ез­док в За­вол­жье и Ср. Азию, по­сле че­го соз­дал «степ­ную», или «кир­гиз­скую», се­рию кар­тин («Ми­раж в сте­пи», «Ве­чер в сте­пи», обе 1912, ГТГ), про­ник­ну­тых со­зер­ца­тель­ным по­ко­ем, яс­но-про­свет­лён­ных, в ко­то­рых де­ко­ра­тив­ная обоб­щён­ность со­че­та­ет­ся с тон­кой гра­да­ци­ей цве­то­вых от­тен­ков.

П. В. Кузнецов. Портрет художницы Е. М. Бебутовой. 1922. Третьяковская галерея (Москва).

В 1920–30-е гг., про­дол­жая по­ис­ки де­ко­ра­тив­но-мо­ну­мен­таль­ных форм, К. ис­поль­зо­вал в сво­их стан­ко­вых про­из­ве­де­ни­ях тех­ни­ку на­стен­ных рос­пи­сей («От­дых пас­ту­хов», 1927, ГРМ; «Мать», 1930, ГТГ; оба – а сек­ко). В ра­бо­тах этих лет, час­то по­свя­щён­ных пре­об­ра­жён­ной жиз­ни сов. Вос­то­ка, К., со­хра­няя по­этич. строй об­ра­зов, при­да­ёт ком­по­зи­ци­ям ди­на­ми­ку и про­стран­ст­вен­но-вре­мен­ную кон­крет­ность, че­ло­ве­че­ским фи­гу­рам – жиз­нен­ную не­по­сред­ст­вен­ность («Сор­ти­ров­ка хлоп­ка», 1931, ГТГ). Ис­пол­нил так­же мно­го­числ. пей­за­жи (Кры­ма, Ар­ме­нии, Под­мос­ко­вья, Риж­ско­го взмо­рья), на­тюр­мор­ты и порт­ре­ты; се­рии ав­то­ли­то­гра­фий («Гор­ная Бу­ха­ра», «Тур­ке­стан», обе 1923). Пре­по­да­вал в Мо­ск­ве – в МУЖВЗ (1916–18), Стро­га­нов­ском уч-ще (1917–1918), ГСХМ (1918–20), Вху­те­ма­се – Вху­теи­не (1921–29), МВХПУ (1945–48).

Же­на К. – жи­во­пи­сец Еле­на Ми­хай­лов­на Бе­бу­то­ва (1892–1970), ав­тор изы­скан­ных на­тюр­мор­тов и пей­за­жей, в ко­то­рых час­тич­но пре­ло­ми­лись от­кры­тия франц. ку­биз­ма.

Лит.: Ал­па­тов М. В. П. В. Куз­не­цов. 2-е изд. М., 1972; Буд­ко­ва Л. А., Са­рабь­я­нов Д. В. П. Куз­не­цов: [Аль­бом]. М., 1975; Ру­са­ко­ва А. П. Куз­не­цов. Л., 1977; Са­рабь­я­нов Д. В. П. Куз­не­цов. М., 1988; Stupples P. P. Kuz­ne­tsov: his life and art. Camb. a. o., 1989.

Вернуться к началу