Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ШЕВЧЕ́НКО АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ

А.В. Шевченко. «Спящий мальчик». 1911. Третьяковская галерея (Москва).

ШЕВЧЕ́НКО Алек­сандр Ва­силь­е­вич [12(24).5.1883, Харь­ков – 28.8.1948, Мо­ск­ва], рос. жи­во­пи­сец, гра­фик, тео­ре­тик иск-ва. Учил­ся в СХПУ (1898–1905; 1906–07), в ча­ст­ных ака­де­ми­ях Р. Жю­лиа­на и Э. Кар­рь­е­ра в Па­ри­же (1905–1906), в МУЖВЗ у К. А. Ко­ро­ви­на, А. Е. Ар­хи­по­ва (1908–09). Ран­ние ра­бо­ты вы­пол­не­ны в рус­ле им­прес­сио­низ­ма («Рес­то­ран на ули­це Во­жи­рар», ак­ва­рель, 1906, ГМИИ) и сим­во­лиз­ма в ду­хе объ­е­ди­не­ния «Го­лу­бая ро­за» («В са­ду у ба­буш­ки», 1907, со­б­ра­ние М. В. Ра­ца). Сбли­зив­шись с М. Ф. Ла­рио­но­вым, об­ра­тил­ся к при­ми­ти­виз­му («Порт­рет по­эта», 1913, ГТГ); уча­ст­во­вал в вы­став­ках объ­е­ди­не­ний «Буб­но­вый ва­лет» (1910), «Ос­ли­ный хвост» (1912), «Ми­шень» (1913), «№ 4» (1914). По­дой­дя вплот­ную к бес­пред­мет­но­сти лу­чиз­ма («Лу­чи­стая ком­по­зи­ция. 1914», 1914, Гос. ху­дож. га­ле­рея, Пермь), ос­тал­ся ве­рен фи­гу­ра­тив­но­му иск-ву. Ав­тор тео­ре­тич. ра­бот: «Не­оп­ри­ми­ти­визм. Его тео­рия. Его воз­мож­но­сти. Его дос­ти­же­ния», «Прин­цип ку­биз­ма и дру­гих те­че­ний в жи­во­пи­си всех вре­мён и на­ро­дов» (обе 1913); «Цве­то­ди­на­мос и тек­то­ни­че­ский при­ми­ти­визм» (1919, совм. с А. В. Гри­щен­ко). Уча­ст­ник 1-й ми­ро­вой вой­ны (1915–17). За­ве­до­вал лит.-ху­дож. от­де­лом Кол­ле­гии по де­лам ис­кусств Нар­ком­про­са (1918–21); уча­ст­во­вал в ор­га­ни­за­ции Му­зея жи­во­пис­ной куль­ту­ры в Мо­ск­ве (1919). Со­труд­ни­чал в Ин-те ху­дож. куль­ту­ры и ГАХНе (1920-е гг.). Чл. объ­е­ди­не­ний «Мир ис­кус­ст­ва» (с 1917); «Ма­ко­вец» (с 1922); ос­но­ва­тель объ­е­ди­не­ния «Цех жи­во­пис­цев» (1926). В тео­рии и прак­ти­ке, фор­ми­руя кон­цеп­ции в рус­ле аван­гар­диз­ма, из­бе­гал ра­ди­ка­лиз­ма; син­те­зи­ро­вал аб­ст­рак­цию с фи­гу­ра­тив­но­стью, все­гда стре­мил­ся к клас­сич. ме­ре и гар­мо­нии. В нач. 1920-х гг. об­ра­тил­ся к твор­че­ст­ву П. Се­зан­на, син­те­зируя его с по­ис­ка­ми в ду­хе ку­биз­ма и при­ми­ти­виз­ма. Со­вер­шил пу­те­ше­ст­вие на Вос­ток (Ка­зах­стан, Азер­бай­джан, Гру­зия; 1929, 1930, 1932); ув­лёк­ся тех­ни­кой мо­но­ти­пии. Про­из­ве­де­ния Ш. с 1930-х гг. за­час­тую свя­за­ны с ори­ен­таль­ной те­ма­ти­кой; ха­рак­те­ри­зу­ют­ся уп­ро­ще­ни­ем форм, по­вы­шен­ным мо­ну­мен­та­лиз­мом, эмо­цио­наль­но­стью ко­ло­ри­та («Прач­ка-кур­дян­ка», 1930-е гг., ГРМ). Пре­по­да­вал во Вху­те­ма­се (1918–29; проф. с 1920); ру­ко­во­дил ка­фед­рой жи­во­пи­си и ри­сун­ка в Моск. тек­стиль­ном ин-те (с 1941).

Лит.: Ша­ла­бае­ва В. Н. А. Шев­чен­ко: Путь ху­дож­ни­ка. Ху­дож­ник и вре­мя. М., 1994.

Вернуться к началу