ШЕВЧЕ́НКО АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ШЕВЧЕ́НКО Александр Васильевич [12(24).5.1883, Харьков – 28.8.1948, Москва], рос. живописец, график, теоретик иск-ва. Учился в СХПУ (1898–1905; 1906–07), в частных академиях Р. Жюлиана и Э. Каррьера в Париже (1905–1906), в МУЖВЗ у К. А. Коровина, А. Е. Архипова (1908–09). Ранние работы выполнены в русле импрессионизма («Ресторан на улице Вожирар», акварель, 1906, ГМИИ) и символизма в духе объединения «Голубая роза» («В саду у бабушки», 1907, собрание М. В. Раца). Сблизившись с М. Ф. Ларионовым, обратился к примитивизму («Портрет поэта», 1913, ГТГ); участвовал в выставках объединений «Бубновый валет» (1910), «Ослиный хвост» (1912), «Мишень» (1913), «№ 4» (1914). Подойдя вплотную к беспредметности лучизма («Лучистая композиция. 1914», 1914, Гос. худож. галерея, Пермь), остался верен фигуративному иск-ву. Автор теоретич. работ: «Неопримитивизм. Его теория. Его возможности. Его достижения», «Принцип кубизма и других течений в живописи всех времён и народов» (обе 1913); «Цветодинамос и тектонический примитивизм» (1919, совм. с А. В. Грищенко). Участник 1-й мировой войны (1915–17). Заведовал лит.-худож. отделом Коллегии по делам искусств Наркомпроса (1918–21); участвовал в организации Музея живописной культуры в Москве (1919). Сотрудничал в Ин-те худож. культуры и ГАХНе (1920-е гг.). Чл. объединений «Мир искусства» (с 1917); «Маковец» (с 1922); основатель объединения «Цех живописцев» (1926). В теории и практике, формируя концепции в русле авангардизма, избегал радикализма; синтезировал абстракцию с фигуративностью, всегда стремился к классич. мере и гармонии. В нач. 1920-х гг. обратился к творчеству П. Сезанна, синтезируя его с поисками в духе кубизма и примитивизма. Совершил путешествие на Восток (Казахстан, Азербайджан, Грузия; 1929, 1930, 1932); увлёкся техникой монотипии. Произведения Ш. с 1930-х гг. зачастую связаны с ориентальной тематикой; характеризуются упрощением форм, повышенным монументализмом, эмоциональностью колорита («Прачка-курдянка», 1930-е гг., ГРМ). Преподавал во Вхутемасе (1918–29; проф. с 1920); руководил кафедрой живописи и рисунка в Моск. текстильном ин-те (с 1941).