Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МОНОТИ́ПИЯ

Монотипия. Е. С. Кругликова. «Маргаритки». 1910-е гг.

МОНОТИ́ПИЯ, вид пе­чат­ной гра­фи­ки. От др. раз­но­вид­но­стей гра­вю­ры М. от­ли­ча­ет­ся от­сут­ст­ви­ем ме­ха­нич. или тех­нич. воз­дей­ст­вий на по­верх­ность дос­ки. Тех­ни­ка М. за­клю­ча­ет­ся в на­не­се­нии кра­сок от ру­ки на глад­кую по­верх­ность пе­чат­ной фор­мы с по­сле­дую­щим пе­ча­та­ни­ем на стан­ке. По­лу­чен­ный на бу­ма­ге от­тиск все­гда бы­ва­ет един­ст­вен­ным. М. ха­рак­те­ри­зу­ет­ся тон­ко­стью цве­то­вых от­но­ше­ний и на­по­ми­на­ет ак­ва­рель; при­ме­ня­ет­ся так­же в со­еди­не­нии с офор­том. Тех­ни­ка М. из­вест­на с 17 в.; изо­бре­те­ние при­пи­сы­ва­ет­ся итал. гра­вё­ру Дж. Б. Кас­тиль­о­не. Наи­боль­шее рас­про­стра­не­ние по­лу­чи­ла с кон. 19 в. Сре­ди мас­те­ров, ра­бо­тав­ших в тех­ни­ке М.: У. Блейк, Э. Де­га («Кон­церт в ка­фе "Ам­ба­са­дор"» – при­мер со­еди­не­ния М. с тем­пе­рой). В Рос­сии в тех­ни­ке М. ра­бо­та­ли Е. С. Круг­ли­ко­ва, А. В. Шев­чен­ко, Р. Н. Бар­то и др.

Лит.: Круг­ли­ко­ва Е. С. Ху­до­же­ст­вен­ная гра­вю­ра и тех­ни­ка офор­та и мо­но­ти­пии // Е. С. Круг­ли­ко­ва: Жизнь и твор­че­ст­во. Л., 1969; Бо­гда­но­ва-Бе­ре­зов­ская Н. А. Ли­но­гра­вю­ра и мо­но­ти­пия. СПб., 1995.

Вернуться к началу