ГРА́ФИКА
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГРА́ФИКА (лат. graphice – рисование, черчение; от греч. γραφιϰὴ τέχνη – искусство письма или рисования), вид изобразит. искусства, основанный на технике рисунка. Г. объединяет законченные рисунки, подготовит. худож. работы (набросок, штудия, эскиз), репродукционные техники (гравюра). Вспомогательную (подготовительную) и замещающую (репродукционную) функции Г. позволяет выполнять дешевизна используемых в ней материалов (прежде всего бумаги как основы большинства графич. произведений; до её изобретения были распространены более дорогие папирус, пергамен, шёлк). Особенности материалов (текстура, фактура), техник и технологий придают произведениям Г. эстетич. своеобразие, отличающее её от живописи.
По способу исполнения и возможностям воспроизведения различаются уникальная и печатная Г. Уникальная Г. – рисунок (карандашом, кистью или пером; бистром, углем, сангиной, серебряным штифтом, соусом, тушью, сепией и др.), коллаж, аппликация, силуэт, фотомонтаж и др. Помимо рисунка в Г. применяются цвет, письмо кистью или его имитация (акварель, гуашь, пастель, олеография, цветная гравюра); графич. произведение может достигать законченности, имитирующей живопись, что широко используется как в репродукции, так и в самоценных графич. листах. Наряду с завершёнными композициями худож. ценность имеют наброски, зарисовки и штудии с натуры, эскизы, учебный академич. рисунок. Печатная Г. (разл. виды гравюры и др.) позволяет тиражировать изображение, получая оттиски с доски, на которую нанесён рисунок; исключением является монотипия, которая позволяет сделать только один отпечаток. По назначению различаются станковая и прикладная Г. Станковая включает отд. листы, предназначенные лишь для созерцания; они экспонируются в интерьере, собираются в альбом, увраж или папку и могут составлять серию или цикл. Станковая Г. охватывает все жанры изобразит. иск-ва: сюжетно-тематич. композицию, портрет, пейзаж, натюрморт, икону (бумажные иконки), интерьер. Наряду со станковой широко распространена прикладная Г.: книжная и газетно-журнальная, плакат, промышленная. Книжная Г. – осн. вид прикладной Г. С рукописной книгой (кодекс, манускрипт, свиток) тесно связана история миниатюры и рисунка, с печатной книгой – развитие печатной Г. Книжная Г. включает иллюстрации, создание или выбор шрифта, размещение текста, общее оформление книги. К книжной Г. относится также оформление всевозможных атласов (географич., ботанич., анатомических и т. п.), гербовников, буклетов и др.; ей родственны лубок, журнальная и газетная Г., также дизайн электронных средств массовой информации и компьютерная графика. К пром. графике относится худож. оформление средствами полиграфии разл. предметов утилитарного характера (товарные, почтовые и денежные знаки, этикетка, упаковка, игральные карты и т. п.). Особый вид прикладной Г. – плакат (постер) сложился к 19 в. как вид торговой и театральной рекламы (см. Афиша), а также как средство политич. агитации. Возможность последовательного раскрытия замысла в ряде изображений реализуется в сериях плакатов, станковых листов, в иллюстрациях и комиксах. В плакате, газетной и журнальной Г. широко применяется сатирич. Г. (карикатура, шарж). К Г. как виду иск-ва относятся эскизы театральных декораций и костюмов (см. Театрально-декорационное искусство), дизайнерские проекты одежды (см. Мода), также эстетически значимые произведения архитектурной графики и родственной ей технич. Г. (технич. рисунок, чертёж и др.), картографии (см. Географические карты), топографии и т. д. Пограничный с Г. вид иск-ва – графическое (рисованное) анимационное кино (эскизы декораций и персонажей, отд. рисованные кадры). Восприятие произведений Г. может быть как интимным, так и массовым, соответственно их размер варьируется от миниатюрного (экслибрис) до сопоставимого с архитектурой и скульптурой: рекламный плакат, суперграфика, отчасти граффити; близкие к монументальному иск-ву сграффито, картоны, синопии.
Исторический очерк
История Г. начинается в глубокой древности. Некоторые памятники первобытной культуры можно считать «протографикой» (изображения зверей, нанесённые цветной глиной на стене пещеры, процарапанные на кости или камне, и т. п.). В иск-ве Древнего Египта к Г. относятся изображения клеевыми красками на папирусе мифологич. и др. сюжетов, сочетающиеся с идеографич. письмом (иллюстриров. папирусы «Книги мёртвых» эпохи Нового царства). О рисунках художников и архитекторов Древней Греции и Древнего Рима имеются свидетельства современников (Витрувий, Плиний Старший), хотя сами произведения не сохранились. До наших дней дошли иллюстрации в рукописных книгах поздней античности («Энеида» Вергилия, 4 в., «Илиада», 5 в.). Живопись ср.-век. Китая и стран Дальневосточного региона по европ. критериям является скорее Г. (кисть, тушь на шёлке и бумаге). В Китае и особенно в Японии 17–19 вв. Г. представлена разл. школами и жанрами гравюры (преим. ксилографии). В исламских странах особое значение приобрели каллиграфия и орнамент, однако изобразительность сохранялась в иран. миниатюре 14–17 вв. и инд. миниатюре 16–18 вв.
Книжная миниатюра была осн. разновидностью Г. в иск-ве Византии и ср.-век. Европы. В среде художников и архитекторов имели хождение рисованные «альбомы образцов» (сохранился альбом Виллара де Оннекура). Использование в Европе с 14 в. бумаги стало поворотным пунктом в истории Г. Она послужила материалом для гравюры и первопечатной книги, которая включала иллюстрации (инкунабулы и палеотипы). В зап.-европ. иск-ве 15–18 вв. значит. развития достигла гравюра, ряд художников специализировались в этой области (М. Шонгауэр, У. да Карпи, Ж. Калло, Х. Сегерс), ей уделяли большое внимание крупнейшие живописцы (А. Дюрер, Рембрандт, Ф. Гойя). Применение бумаги способствовало и развитию рисунка в 16–18 вв.; на бумаге рисовали сангиной, углем, серебряным штифтом, итал. и свинцовым карандашом, бистром; кистью и пером делали эскизы, наброски, штудии с натуры. В эпоху Возрождения начинается систематич. использование рисунка как подготовит. средства для создания произведений станкового и монументального иск-ва (Д. Гирландайо). В технике Г. создавали и законченные произведения (Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Х. Хольбейн Младший, П. П. Рубенс, Рембрандт, Д. Веласкес, Дж. Б. Тьеполо и др.).
В 17–19 вв. расширяется сюжетный диапазон Г. К пейзажной Г. обращались К. Лоррен, Н. Пуссен, Т. Гейнсборо и Дж. Констебл; архит. мотивы особенно привлекали венецианцев (рисунки пером и кистью Ф. Гварди, офорты обоих А. Каналетто и Дж. Б. Пиранези). Сатирич. Г. и карикатура, предназначенные для массового восприятия, тиражировались в печатной, книжной и журнальной Г. (У. Хогарт, Т. Роулендсон, И. Ж. Гранвиль, О. Домье, В. Буш). Уникальная портретная Г. достигла особой утончённости в линеарных рисунках Ж. О. Д. Энгра, продолжившего в 19 в. традицию франц. карандашного портрета эпохи Возрождения (Ж. Клуэ Младший и Ф. Клуэ, П. и Э. Дюмустье). Бытовой жанр, портрет и пейзаж получили новое дыхание в Г. живописцев, близких барбизонской школе (К. Коро, Ж. Ф. Милле), импрессионистов (пастели Э. Дега) и постимпрессионистов (рисунки В. Ван Гога). Во 2-й пол. 19 в. сформировался плакат в совр. понимании этого вида Г. (афиши А. де Тулуз-Лотрека и А. Мухи). В кон. 19 – нач. 20 вв. художниками модерна, затем авангарда (прежде всего экспрессионизма) были осознаны специфич. выразит. возможности печатной Г. (Ф. Э. Валлоттон, К. Кольвиц, Э. Нольде, Ф. Мазерель и др.). Новый худож. язык широко использовался в книжной (У. Моррис, О. Бёрдсли, Й. Лада) и станковой (рисунки А. Матисса, П. Пикассо, С. Дали, П. Клее, А. Кубина, Э. Шиле, Г. Гроса) Г. На протяжении 20 в. развивалось пограничное с Г. рисованное анимационное кино. С кон. 20 в. компьютерная Г. широко применяется в анимации, рекламном плакате, дизайне книги и пром. Г.; последняя послужила поводом к возникновению в сер. 20 в. особого течения в иск-ве – перефразирующего её поп-арта (Э. Уорхол).
В России Г. возникла в связи с появлением рукописных книг (книжные миниатюры, инициалы и т. п.). В сер. 16 в. на Руси началось книгопечатание; книги, выполненные ксилографич. способом, включали орнаментальные заставки и иллюстрации. С 17 в. в Моск. Руси наряду с ксилографией распространяется резцовая гравюра, к 18 в. складывается особый жанр массовой Г. – лубок. В нач. 18 в. для исполнения графич. работ приглашаются зап.-европ. мастера (А. Шхонебек, П. Пикар), успешно работают в гравюре отеч. художники, выходцы из Оружейной палаты (А. Ф. Зубов, М. И. Махаев). В 1724 учреждается Гравировальная палата Петерб. АН. Печатаются иллюстриров. издания, по заданию АН выполняются научно-документальные изображения. К многочисл. празднествам 18 в. создаются эскизы, подготовит. рисунки, а также гравюры с изображениями шествий, фейерверков, триумфальных арок, фонтанов и т. п. В учреждённой в 1757 петерб. АХ ведущее значение приобретает рисунок, положенный в основу обучения всем «художествам». Учебные штудии 2-й пол. 18 – 1-й пол. 19 вв. обладают высокой эстетич. ценностью (рисунки А. П. Лосенко, П. И. Соколова, А. Е. Егорова). Графич. композиции А. А. Иванова, К. П. Брюллова и А. О. Орловского по эстетич. значимости сопоставимы с их живописными произведениями. Некоторые художники занимаются только Г. (И. А. Ерменёв). Специалистов готовил гравировальный класс петерб. АХ. Работая преим. в области репродукционной гравюры (Н. И. Уткин, Ф. И. Иордан), они создают и оригинальные произведения (Е. П. Чемесов, Г. И. Скородумов). В связи со строительством новых городов получает развитие пейзажная Г. (М. М. Иванов, Ф. Я. Алексеев, В. С. Садовников). Фантастич. архит. мотивы лежат в основе театральных графич. эскизов П. ди Г. Гонзаги. Широкое распространение в 18 – 1-й пол. 19 вв. получила портретная Г. (О. А. Кипренский, А. П. Брюллов, К. П. Брюллов, В. И. Гау, П. Ф. Соколов). В графич. техниках (с использованием акварели, гуаши) нередко выполнялась и портретная миниатюра, развитие которой прекратилось лишь после изобретения фотографии. Сатирич. Г. Отеч. войны 1812 соединила традиции лубка и академич. иск-во (И. И. Теребенёв, А. Г. Венецианов). Шарж, карикатура широко используются в книжной иллюстрации (А. А. Агин, Е. Е. Бернардский). Значит. эстетич. ценностью обладают рисунки писателей, выполненные на полях и отд. листах рукописей, – грифонажи (А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Ф. М. Достоевский, А. М. Ремизов и др.). Изобретение литографии позволило приблизить печатную Г. к рисунку, сделать массовым достоянием его эстетич. возможности (И. С. Щедровский). Бытовой жанр представлен в графич. произведениях П. А. Федотова, Т. Г. Шевченко. С развитием периодич. печати формируется жанр журнальной Г., которой свойствен преим. репортажный либо сатирич. характер (В. Ф. Тимм, П. М. Шмельков).
Во 2-й пол. 19 – нач. 20 вв. значит. графич. произведения создавали живописцы (рисунки и акварели И. Е. Репина, В. И. Сурикова, В. А. Серова и М. А. Врубеля, офорты И. И. Шишкина). Академич. рисунок вновь приобрёл эстетич. ценность благодаря педагогич. деятельности П. П. Чистякова. В нач. 20 в. энтузиастом литографии был критик и художник С. С. Глаголь, привлёкший к этому виду печатной Г. многих живописцев (в т. ч. А. М. Васнецова, Л. О. Пастернака). Г. как особый вид иск-ва культивировалась мастерами «Мира искусства» (А. Н. Бенуа, И. Я. Билибин, М. В. Добужинский, К. А. Сомов, Е. Е. Лансере). Ученики Д. Н. Кардовского составили школу неоклассич. направления в рисунке (Б. Д. Григорьев, Н. Э. Радлов, Д. А. Шмаринов, В. И. Шухаев, А. Е. Яковлев, Н. Н. Купреянов). Романтич. традиции нач. 20 в. продолжали в сериях рисунков и акварелей М. К. Соколов, А. Г. Тышлер, А. В. Фонвизин. В кон. 1910–20-х гг. большое значение приобрели агитац. виды Г., прежде всего сатирич. Г., карикатура, тиражировавшиеся способом трафаретной печати, цветной литографии (В. В. Маяковский, В. Н. Дени, М. М. Черемных, Кукрыниксы, Б. Е. Ефимов, Н. Е. Муратов, В. И. Курдов), и плакат с применением фотомонтажа (В. А. и Г. А. Стенберги, Г. Г. Клуцис, В. Б. Корецкий). Расцвета в 1-й пол. 20 в. достигла печатная Г. – гравюра, литография (ксилографии А. П. Остроумовой-Лебедевой, А. И. Кравченко и П. А. Шиллинговского, линогравюра И. Н. Павлова, портретная литография Г. С. Верейского, резцовая гравюра Д. И. Митрохина, офорт И. И. Нивинского). Искусство силуэтного портрета возродила Е. С. Кругликова. Значит. вклад в развитие отеч. Г. 20 в. сделан В. А. Фаворским – автором ксилографий, линогравюр, рисунков, книжных иллюстраций, создавшим также всеобъемлющую теорию Г. и школу, включающую ряд выдающихся мастеров Г. (А. Д. Гончаров, Ф. И. Константинов, М. И. Пиков и др.). С нач. 1920-х гг. активно развивалась книжная Г., в т. ч. иллюстрация детской книги (Ю. А. Васнецов, В. М. Конашевич, В. В. Лебедев, А. Ф. Пахомов, Н. А. Тырса), также станковая и журнальная Г. (В. В. Лебедев, А. А. Дейнека, Н. И. Дормидонтов и др.). Диапазон выразит. возможностей Г. расширили художники рус. авангарда, прежде всего П. Н. Филонов и мастера его школы аналитического искусства, а также К. С. Малевич и художники его круга (В. М. Ермолаева, Л. М. Лисицкий). Методы конструктивизма успешно применялись в промышленной (эскизы мебели и одежды А. М. Родченко, В. Ф. Степановой) и архитектурной Г. (бр. Веснины, И. И. Леонидов, Я. Г. Чернихов).
Во 2-й пол. 20 в. станковая графика приобрела устойчиво «серийный» характер, позволяющий всесторонне и глубоко раскрыть тему (И. В. Голицын, М. П. Митурич-Хлебников, В. Г. Старов, С. М. Харламов, Г. И. Захаров, Б. Ф. Французов, С. М. Никиреев и др.). Рисунки живописцев 2-й пол. 20 в. традиционно являются значит. вкладом в развитие Г. (работы В. И. Иванова, В. Е. Попкова и др.). Новые худож. возможности открывает синтез Г. и кинематографа (эскизы С. А. Алимова к мультипликационным фильмам), Г. и телевизионного дизайна (компьютерная графика А. В. Одинцова).