Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГРИФОНА́Ж

Грифонаж. Рисунки А. С. Пушкина на полях рукописи «Евгения Онегина».

ГРИФОНА́Ж (франц. griffonnage, букв. – ма­ра­ние, ка­ра­ку­ли, от griffonner – пи­сать ка­ра­ку­ля­ми, ри­со­вать на ско­рую ру­ку), бег­лые на­бро­ски, как пра­ви­ло, им­про­ви­за­ци­он­но­го ха­рак­те­ра, рас­по­ла­гаю­щие­ся на пе­ри­фе­рии осн. изо­бра­же­ния или ру­ко­пис­но­го тек­ста, ино­гда за­пол­няю­щие весь лист в ви­де при­чуд­ли­вой ком­по­зи­ции. Наи­бо­лее рас­про­стра­не­ны Г. в ри­сун­ках пе­ром и в офор­те (Ле­о­нар­до да Вин­чи, Рем­брандт). Г. ха­рак­те­рен для аль­бом­ной гра­фи­ки, днев­ни­ков, за­пис­ных кни­жек и пи­сем ху­дож­ни­ка (Н. Н. Ку­прея­нов), не­ред­ко встре­ча­ет­ся в ру­ко­пи­сях пи­са­те­лей (А. С. Пуш­ки­на, М. Ю. Лер­мон­то­ва и др.). Сти­ли­сти­ка Г. по­слу­жи­ла эс­те­тич. ос­но­вой не­ко­то­рых тен­ден­ций гра­фи­ки 20 в. (Г. Грос, моск. груп­па ху­дож­ни­ков «13», «Мить­ки»).

Вернуться к началу