БРЮЛЛО́В
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БРЮЛЛО́В (до 1822 Брюлло) Карл Павлович [12(23).12.1799, С.-Петербург – 23.6.1852, дер. Марчано, близ Рима; похоронен в Риме], рос. живописец и рисовальщик. Прадед, дед и отец Б. были скульпторами, происходившими из франц. семьи гугенотов Bruleleau; в 1773 они приехали в Россию из Германии (где носили фамилию Brüllo). Учился у отца, Павла Ивановича Брюлло (1758–1833), затем в петерб. АХ (1809–21) у А. Е. Егорова, А. И. Иванова. В 1822 был послан ОПХ за границу вместе с братом, А. П. Брюлловым. Посетил Германию и Сев. Италию, знакомился с музеями и архитектурой; в 1823–35 жил в Риме, где изучал античную скульптуру, творчество Микеланджело и особенно Рафаэля. В «Прогулках по Риму» (1828) Стендаля сохранилось описание работы молодого Б. над копией ватиканской фрески «Афинская школа» (Музей РАХ, С.-Петербург).
Уже в ранних работах, пронизанных светом, Б. создал собств. живописный стиль, преломлявший в романтич. ключе традиции академич. классицизма. Его прославленные «итальянские сцены» сочетали жанровость и портретность («Итальянский полдень. Итальянка, снимающая виноград», 1827, ГРМ, и др.). В Риме Б. создавал также историч. и мифологич. композиции («Вирсавия»), портреты («Всадница»; обе картины – 1832, ГТГ). Наиболее известное из произведений художника – большое полотно «Последний день Помпеи» (1830–1833, ГРМ) – написано по заказу мецената А. Н. Демидова. По дороге в Россию картина с триумфом была показана в Милане, Париже и др. городах. Её высоко оценили В. Скотт, Б. Торвальдсен, А. А. Иванов, Н. В. Гоголь (посвятил ей статью); А. И. Герцен проницательно увидел в ней зашифрованные аллюзии на мрачную рос. действительность после поражения декабристов, прославление душевного благородства и стойкости перед лицом несчастья, высокий этический пафос.
В 1835–36 художник путешествовал по Греции и Турции, где исполнил акварельные пейзажи и портреты; затем через Одессу вернулся в Россию. В мае 1836 он познакомился в Москве с А. С. Пушкиным, высоко оценившим творчество художника; во время их последней встречи в С.-Петербурге (25.1.1837) Б. обещал поэту написать его портрет, а после смерти Пушкина исполнил эскизы памятника ему. Портретное творчество составляет наиболее значит. часть наследия Б. (св. 400 работ); он одинаково свободно использовал самые разные техники и типы портрета – от беглых, виртуозных карандашных набросков, камерных акварелей до парадных портретов-картин и групповых портретов. Отдавая предпочтение жидкой, сильно разведённой краске, положенной на светлый грунт, Б. достигал удивительных эффектов свечения чистых звучных тонов; идеальная проработанность лиц нередко сочетается у него с недописанным фоном. В лучших портретах Б. виртуозность мастерства сочетается с остротой психологич. видения – прежде всего в изображении близких ему людей: поэтов А. К. Толстого (1836, ГРМ), В. А. Жуковского (1837–38, Музей Т. Г. Шевченко в Киеве; написан с целью сбора денег, необходимых для выкупа на волю молодого Шевченко) и И. А. Крылова (1839, ГТГ; дописан одним из учеников Б.), переводчика А. Н. Струговщикова (1840, ГТГ), кн. Е. П. Салтыковой (1841, ГРМ), гр. Ю. П. Самойловой с приёмной дочерью (ок. 1842, ГРМ).
В России Б. начал работу над огромным историч. полотном «Осада Пскова польским королём Стефаном Баторием в 1581 г.» (1839–43, ГТГ), однако постоянная опека Николая I, нежелание Б. следовать офиц. «идеологической программе» (прославление церкви и самодержавия), а также фактич. отказ написать портрет императора чрезвычайно осложнили его пребывание на родине. Начатые им росписи плафона большого купола и парусов в Исаакиевском соборе (1843–47) пришлось прервать из-за болезни; нереализованными остались его проекты росписей Пулковской обсерватории и др. Во время одного из тяжёлых приступов болезни и меланхолии всего за два часа (по свидетельству современников) Б. пишет свой знаменитый автопортрет (1848, ГТГ), исполненный скрытого драматизма, в тревожной цветовой гамме (сочетание тёмно-красного и чёрного тонов, насыщенных рефлексами).
В 1849 художник навсегда покидает Россию и через Майорку возвращается в Рим. Его поздние портреты отличаются тонкостью психологич. наблюдений, отсутствием внешних эффектов (археолог М. Ланчи, 1851, ГТГ; «Джульетта Титтони в виде Жанны д’Арк», 1851, и др.). Пессимистич. итогом жизни Б. стал замысел монументальной картины «Всеразрушающее время» (эскиз 1850–1852, собрание семьи Титтони, Италия), предвосхитивший искания европ. символизма. Почётный вольный общник петерб. АХ (1834); преподавал там же (проф. в 1836–49; среди его учеников – Т. Г. Шевченко, А. А. Агин). Чл. миланской и пармской АХ, академии Св. Луки в Риме, проф. флорентийской АХ.