Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БРЮЛЛО́В

Авторы: В. А. Кулаков

БРЮЛЛО́В (до 1822 Брюл­ло) Карл Пав­ло­вич [12(23).12.1799, С.-Пе­тер­бург – 23.6.1852, дер. Мар­ча­но, близ Ри­ма; по­хо­ро­нен в Ри­ме], рос. жи­во­пи­сец и ри­со­валь­щик. Пра­дед, дед и отец Б. бы­ли скульп­то­ра­ми, про­ис­хо­див­ши­ми из франц. се­мьи гу­ге­но­тов Bruleleau; в 1773 они прие­ха­ли в Рос­сию из Гер­ма­нии (где но­си­ли фа­ми­лию Brüllo). Учил­ся у от­ца, Пав­ла Ива­но­ви­ча Брюл­ло (1758–1833), за­тем в пе­терб. АХ (1809–21) у А. Е. Его­ро­ва, А. И. Ива­но­ва. В 1822 был по­слан ОПХ за гра­ни­цу вме­сте с бра­том, А. П. Брюл­ло­вым. По­се­тил Гер­ма­нию и Сев. Ита­лию, зна­ко­мил­ся с му­зея­ми и ар­хи­тек­ту­рой; в 1823–35 жил в Ри­ме, где изу­чал ан­тич­ную скульп­ту­ру, твор­че­ст­во Ми­ке­ланд­же­ло и осо­бен­но Ра­фа­эля. В «Про­гул­ках по Ри­му» (1828) Стен­да­ля со­хра­ни­лось опи­са­ние ра­бо­ты мо­ло­до­го Б. над ко­пи­ей ва­ти­кан­ской фре­ски «Афин­ская шко­ла» (Му­зей РАХ, С.-Пе­тер­бург).

К. П. Брюллов. «Последний день Помпеи». 1830–33. Русский музей (С.-Петербург).

Уже в ран­них ра­бо­тах, про­ни­зан­ных све­том, Б. соз­дал собств. жи­во­пис­ный стиль, пре­лом­ляв­ший в ро­ман­тич. клю­че тра­ди­ции ака­де­мич. клас­си­циз­ма. Его про­слав­лен­ные «италь­ян­ские сце­ны» со­че­та­ли жан­ро­вость и порт­рет­ность («Италь­ян­ский пол­день. Италь­ян­ка, сни­маю­щая ви­но­град», 1827, ГРМ, и др.). В Ри­ме Б. соз­да­вал так­же ис­то­рич. и ми­фо­ло­гич. ком­по­зи­ции («Вир­са­вия»), порт­ре­ты («Всад­ни­ца»; обе картины – 1832, ГТГ). Наи­бо­лее из­вест­ное из про­из­ве­де­ний ху­дож­ни­ка – боль­шое по­лот­но «По­след­ний день Пом­пеи» (1830–1833, ГРМ) – на­пи­са­но по за­ка­зу ме­це­на­та А. Н. Де­ми­до­ва. По до­ро­ге в Рос­сию кар­ти­на с три­ум­фом бы­ла по­ка­за­на в Ми­ла­не, Па­ри­же и др. го­ро­дах. Её вы­со­ко оце­ни­ли В. Скотт, Б. Тор­вальд­сен, А. А. Ива­нов, Н. В. Го­голь (по­свя­тил ей ста­тью); А. И. Гер­цен про­ни­ца­тель­но уви­дел в ней за­шиф­ро­ван­ные ал­лю­зии на мрач­ную рос. дей­ст­ви­тель­ность по­сле по­ра­же­ния де­каб­ри­стов, про­слав­ле­ние ду­шев­но­го бла­го­род­ст­ва и стой­ко­сти пе­ред ли­цом не­сча­стья, вы­со­кий эти­че­ский па­фос.

В 1835–36 ху­дож­ник пу­те­ше­ст­во­вал по Гре­ции и Тур­ции, где ис­пол­нил ак­ва­рель­ные пей­за­жи и порт­ре­ты; за­тем че­рез Одес­су вер­нул­ся в Рос­сию. В мае 1836 он по­зна­ко­мил­ся в Мо­ск­ве с А. С. Пуш­ки­ным, вы­со­ко оце­нив­шим твор­че­ст­во ху­дож­ни­ка; во вре­мя их по­след­ней встре­чи в С.-Пе­тер­бур­ге (25.1.1837) Б. обе­щал по­эту на­пи­сать его порт­рет, а по­сле смер­ти Пуш­ки­на ис­пол­нил эс­ки­зы па­мят­ни­ка ему. Порт­рет­ное твор­че­ст­во со­став­ля­ет наи­бо­лее зна­чит. часть на­сле­дия Б. (св. 400 ра­бот); он оди­на­ко­во сво­бод­но ис­поль­зо­вал са­мые раз­ные тех­ни­ки и ти­пы порт­ре­та – от бег­лых, вир­ту­оз­ных ка­ран­даш­ных на­бро­сков, ка­мер­ных ак­ва­ре­лей до па­рад­ных порт­ре­тов-кар­тин и груп­по­вых порт­ре­тов. От­да­вая пред­поч­те­ние жид­кой, силь­но раз­ве­дён­ной крас­ке, по­ло­жен­ной на свет­лый грунт, Б. дос­ти­гал уди­ви­тель­ных эф­фек­тов све­че­ния чис­тых звуч­ных то­нов; иде­аль­ная про­ра­бо­тан­ность лиц не­ред­ко со­че­та­ет­ся у не­го с не­до­пи­сан­ным фо­ном. В луч­ших порт­ре­тах Б. вир­ту­оз­ность мас­тер­ст­ва со­че­та­ет­ся с ост­ро­той пси­хо­ло­гич. ви­де­ния – пре­ж­де все­го в изо­бра­же­нии близ­ких ему лю­дей: по­этов А. К. Тол­сто­го (1836, ГРМ), В. А. Жу­ков­ско­го (1837–38, Му­зей Т. Г. Шев­чен­ко в Кие­ве; на­пи­сан с це­лью сбо­ра де­нег, не­об­хо­ди­мых для вы­ку­па на во­лю мо­ло­до­го Шев­чен­ко) и И. А. Кры­ло­ва (1839, ГТГ; до­пи­сан од­ним из уче­ни­ков Б.), пе­ре­во­дчи­ка А. Н. Стру­гов­щи­ко­ва (1840, ГТГ), кн. Е. П. Сал­ты­ко­вой (1841, ГРМ), гр. Ю. П. Са­мой­ло­вой с при­ём­ной до­че­рью (ок. 1842, ГРМ).

К. П. Брюллов. Автопортрет. 1848. Третьяковская галерея (Москва).

В Рос­сии Б. на­чал ра­бо­ту над ог­ром­ным ис­то­рич. по­лот­ном «Оса­да Пско­ва поль­ским ко­ро­лём Сте­фа­ном Ба­то­ри­ем в 1581 г.» (1839–43, ГТГ), од­на­ко по­сто­ян­ная опе­ка Ни­ко­лая I, не­же­ла­ние Б. сле­до­вать офиц. «идео­ло­ги­че­ской про­грам­ме» (про­слав­ле­ние церк­ви и са­мо­дер­жа­вия), а так­же фак­тич. от­каз на­пи­сать порт­рет им­пе­ра­то­ра чрез­вы­чай­но ос­лож­ни­ли его пре­бы­ва­ние на ро­ди­не. На­ча­тые им рос­пи­си пла­фо­на боль­шо­го ку­по­ла и па­ру­сов в Исаа­ки­ев­ском со­бо­ре (1843–47) при­шлось пре­рвать из-за бо­лез­ни; не­реа­ли­зо­ван­ны­ми ос­та­лись его про­ек­ты рос­пи­сей Пул­ков­ской об­сер­ва­то­рии и др. Во вре­мя од­но­го из тя­жёлых при­сту­пов бо­лез­ни и ме­лан­хо­лии все­го за два ча­са (по сви­де­тель­ст­ву со­вре­мен­ни­ков) Б. пи­шет свой зна­ме­ни­тый ав­то­порт­рет (1848, ГТГ), ис­пол­нен­ный скры­то­го дра­ма­тиз­ма, в тре­вож­ной цве­то­вой гам­ме (со­че­та­ние тём­но-крас­но­го и чёр­но­го то­нов, на­сы­щен­ных реф­лек­са­ми).

В 1849 ху­дож­ник на­все­гда по­ки­да­ет Рос­сию и че­рез Май­ор­ку воз­вра­ща­ет­ся в Рим. Его позд­ние порт­ре­ты от­ли­ча­ют­ся тон­ко­стью пси­хо­ло­гич. на­блю­де­ний, от­сут­ст­ви­ем внеш­них эф­фек­тов (ар­хео­лог М. Лан­чи, 1851, ГТГ; «Джуль­ет­та Тит­то­ни в ви­де Жан­ны д’Арк», 1851, и др.). Пес­си­ми­стич. ито­гом жиз­ни Б. стал за­мы­сел мо­ну­мен­таль­ной кар­ти­ны «Все­раз­ру­шаю­щее вре­мя» (эс­киз 1850–1852, со­б­ра­ние се­мьи Тит­то­ни, Ита­лия), пред­вос­хи­тив­ший ис­ка­ния ев­роп. сим­во­лиз­ма. По­чёт­ный воль­ный общ­ник пе­терб. АХ (1834); пре­по­да­вал там же (проф. в 1836–49; сре­ди его уче­ни­ков – Т. Г. Шев­чен­ко, А. А. Агин). Чл. ми­лан­ской и парм­ской АХ, ака­де­мии Св. Лу­ки в Ри­ме, проф. фло­рен­тий­ской АХ.

Лит.: К. П. Брюл­лов в пись­мах, до­ку­мен­тах и вос­по­ми­на­ни­ях со­вре­мен­ни­ков. 2-е изд. М., 1961; Ацар­ки­на Э. К. П. Брюл­лов. Жизнь и твор­че­ст­во. М., 1963; Кор­ни­ло­ва А. В. К. Брюл­лов в Пе­тер­бур­ге. Л., 1976; Бо­ча­ров И., Глу­ша­ко­ва Ю. К. Брюл­лов. Италь­ян­ские на­ход­ки. М., 1984; Ле­он­ть­е­ва Г. К. К. Брюл­лов. Л., 1997; Ку­ла­ков В.  Карл Ве­ли­кий // На­ше на­сле­дие. 2000. № 52; Дубо­ва О. Б. К. Брюллов. М., 2005.

Вернуться к началу