МО́ДА
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МО́ДА, кратковременное господство или популярность к.-л. вкусов, прежде всего в одежде; периодич. смена образцов культуры, массового сознания и поведения. М. присутствует в самых разл. сферах человеческой деятельности – в оформлении внешности человека, его телесного Я и непосредств. среды его обитания (интерьер, бытовые вещи), а также в иск-ве, архитектуре, экономике, политике, науке, речевом поведении и т. д. Будучи сложным многоаспектным явлением, М. служит объектом изучения разл. наук – истории культуры, социологии, психологии, экономич. науки, социальной антропологии, эстетики, семиотики и др.
М. – давний объект интереса мыслителей и исследователей. Отмечалась роль М. в подражании элитарным слоям (А. Смит), основанном, по Г. Спенсеру, на стремлении разл. классов продемонстрировать своё равенство с этими слоями. Согласно Г. Тарду, в отличие от обычая – подражания предкам, М. – это подражание современникам. Г. Зиммель связывал развитие М. с динамикой классового общества: демонстрируемое высшими классами своё отличие от низших посредством внешних, хорошо различимых признаков сопровождается постоянной сменой этих признаков (введением новых М.) по мере того, как низшие классы овладевают этими признаками в своём стремлении к достижению более высокого статуса (позднее этот процесс был назван «эффектом просачивания вниз» – trickle-down effect). Исследовалась роль М. в фиксации и размывании признаков высокого социального статуса в капиталистич. обществе (Э. Гобло, «Барьер и уравнивание», «La Barrière et le niveau», 1925), в идентификации и самовыражении личности (Э. Сепир), изучались многообразные связи М. с социальной стратификацией (работы П. Лазарсфельда, Э. Каца, Р. Кёнига и др.). Существуют попытки психоаналитич. (Э. Берглер и др.) и структуралистского (Р. Барт и др.) объяснения феномена моды.
Г. Блумер, рассматривавший М. как средство внедрения новых социокультурных форм и адаптации к ним в изменяющемся мире, выделил две фазы в процессе формирования М. – инновацию (предложение разл. соперничающих между собой культурных образцов) и коллективный отбор, в результате которого социально одобренный образец становится общепринятой нормой. В работах Ж. Бодрийяра функционирование М. трактуется в связи с мифологией совр. массового потребления как одно из проявлений «симуляции» и «псевдокультуры».
Развитие и функционирование М. в широких масштабах было обусловлено такими факторами, как индустриализация, возникновение массового поточного производства, усиление социальной мобильности, рост культурных контактов, урбанизация, развитие средств связи, массовой коммуникации и туризма. Важным источником инноваций М. являются традиция, худож. творчество, науч. открытия, технич. изобретения, создание новых материалов и т. д. Развитие М. носит циклич. характер; сменяющие друг друга стандарты М. проходят стадии становления, массового распространения и упадка, выражающиеся в изменении численности их приверженцев.
М. – одна из знаковых систем, посредством которой происходит межличностная и межгрупповая коммуникация. Она служит одним из средств приобщения индивида к социальному и культурному опыту: отсюда её особое значение для молодёжи. Стандарты М. относительно легко циркулируют от одного общества к другому, от одной социальной группы к другой, испытывая при этом более или менее значит. трансформации; при этом одна и та же М. может по-разному восприниматься в разл. обществах и группах.