БОДРИЙЯ́Р
-
Рубрика: Социология
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БОДРИЙЯ́Р (Baudrillard) Жан (р. 20.7.1929, Реймс), франц. философ, социолог, культуролог, публицист. Выпускник Сорбонны (1958). Со 2-й пол. 1950-х гг. журналист и обозреватель (газ. «Libération», ж. «Les Temps Modernes» и др.). В 1966 защитил диссертацию, публикация которой в 1968 в виде кн. «Система вещей» принесла ему широкую известность. С 1966 преподаватель, с 1972 проф. социологии ун-та Париж-VII (Нантер). Активно участвовал в студенч. волнениях мая 1968. В 1986–90 науч. руководитель Ин-та социально-экономич. исследований при ун-те Париж-IX (Дофин). Неоднократно выступал с лекциями в крупнейших университетах мира (в т. ч. и в России). Его тексты спровоцировали появление ряда знаковых произведений массовой культуры (в т. ч. цикл фильмов «Матрица»).
Творчество Б. относят к т. н. постмодернистской философии. В ранних работах Б. – сторонник семиотич. интерпретации потребительского общества, испытавший заметное влияние марксизма, структурализма и психоанализа. Б. – создатель «политической экономии знака», оригинальной концепции символич. обмена и «постсоциологической» теории массы. В 1980-е гг. Б. обосновывает теории «трансполитики», «трансэкономики» и «транссексуальности». В 1990–2000 в центре его внимания феномены совр. войны и террористич. действий.
Б. начал как переводчик работ К. Маркса. Вскоре вслед за Ж. П. Сартром Б. обратил пафос марксистского радикализма на сам марксизм. Итогом стала немарксистская (или даже антимарксистская) модель социальной критики, общий вывод которой состоит в отказе от диалектич. интерпретации истории и идеи революц. преобразования общества. Взамен Марксовой концепции идеологии как «ложного сознания» Б. предложил концепцию симуляции, связанную с анализом феноменов, олицетворяющих разл. формы имитации жизни.
Под влиянием Р. Барта Б. на материалах фотографии, телевидения и Интернета исследовал феномен виртуализации. Придав статус аксиомы тезису о «симулякре», т. е. знаке без объекта, соотносимом только с другим знаком, Б. заметно радикализировал мн. положения семиотики.