Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БОДРИЙЯ́Р

  • рубрика

    Рубрика: Социология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 3. Москва, 2005, стр. 669

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Ю. Ашкеров

БОДРИЙЯ́Р (Baudrillard) Жан (р. 20.7.1929, Реймс), франц. фи­ло­соф, со­цио­лог, куль­ту­ро­лог, пуб­ли­цист. Вы­пу­ск­ник Сор­бон­ны (1958). Со 2-й пол. 1950-х гг. жур­на­лист и обо­зре­ва­тель (газ. «Libéra­tion», ж. «Les Temps Modernes» и др.). В 1966 за­щи­тил дис­сер­та­цию, пуб­ли­ка­ция ко­то­рой в 1968 в ви­де кн. «Сис­те­ма ве­щей» при­нес­ла ему ши­ро­кую из­вест­ность. С 1966 пре­по­да­ва­тель, с 1972 проф. со­цио­ло­гии ун-та Па­риж-VII (Нан­тер). Ак­тив­но уча­ст­во­вал в сту­денч. вол­не­ни­ях мая 1968. В 1986–90 на­уч. ру­ко­во­ди­тель Ин-та со­ци­аль­но-эко­но­мич. ис­сле­до­ва­ний при ун-те Па­риж-IX (До­фин). Не­од­но­крат­но вы­сту­пал с лек­ция­ми в круп­ней­ших уни­вер­си­те­тах ми­ра (в т. ч. и в Рос­сии). Его тек­сты спро­во­ци­ро­ва­ли по­яв­ле­ние ря­да зна­ко­вых про­из­ве­дений мас­со­вой куль­ту­ры (в т. ч. цикл филь­мов «Мат­ри­ца»).

Твор­че­ст­во Б. от­но­сят к т. н. по­стмо­дер­ни­ст­ской фи­ло­со­фии. В ран­них ра­бо­тах Б. – сто­рон­ник се­мио­тич. ин­тер­пре­та­ции по­тре­би­тель­ско­го об­ще­ст­ва, ис­пы­тав­ший за­мет­ное влия­ние мар­ксиз­ма, струк­ту­ра­лиз­ма и пси­хо­ана­ли­за. Б. – соз­да­тель «по­ли­ти­че­ской эко­но­мии зна­ка», ори­ги­наль­ной кон­цеп­ции сим­во­лич. об­ме­на и «пост­со­цио­ло­ги­че­ской» тео­рии мас­сы. В 1980-е гг. Б. обос­но­вы­ва­ет тео­рии «транс­по­ли­ти­ки», «тран­сэ­ко­но­ми­ки» и «транс­сек­су­аль­но­сти». В 1990–2000 в цен­тре его вни­ма­ния фе­но­ме­ны совр. вой­ны и тер­ро­ри­стич. дей­ст­вий.

Б. на­чал как пе­ре­во­дчик ра­бот К. Мар­кса. Вско­ре вслед за Ж. П. Сар­тром Б. об­ра­тил па­фос мар­кси­ст­ско­го ра­ди­ка­лиз­ма на сам мар­ксизм. Ито­гом ста­ла не­мар­кси­ст­ская (или да­же ан­ти­маркси­ст­ская) мо­дель со­ци­аль­ной кри­ти­ки, об­щий вы­вод ко­то­рой со­сто­ит в от­ка­зе от диа­лек­тич. ин­тер­пре­та­ции ис­то­рии и идеи ре­во­люц. пре­об­ра­зо­ва­ния об­ще­ст­ва. Вза­мен Мар­ксо­вой кон­цеп­ции идео­ло­гии как «лож­но­го соз­на­ния» Б. пред­ло­жил кон­цеп­цию си­му­ля­ции, свя­зан­ную с ана­ли­зом фе­но­ме­нов, оли­це­тво­ряю­щих разл. фор­мы ими­та­ции жиз­ни.

Под влия­ни­ем Р. Бар­та Б. на ма­те­риа­лах фо­то­гра­фии, те­ле­ви­де­ния и Ин­тер­не­та ис­сле­до­вал фе­но­мен вир­туа­ли­за­ции. При­дав ста­тус ак­сио­мы те­зи­су о «си­му­ляк­ре», т. е. зна­ке без объ­ек­та, со­от­но­си­мом толь­ко с дру­гим зна­ком, Б. за­мет­но ра­ди­ка­ли­зи­ро­вал мн. по­ло­же­ния се­мио­ти­ки.

Соч.: Le système des objets: la consommation des signes. P., 1968; Simulacres et simulation. P., 1981; Amérique. P., 1986; Cool memories: [1980–1985]. P., 1987–2005. [Vol. 1–5]; Сис­те­ма ве­щей. М., 1995; L’Échange impossible. P., 1999; За­быть Фу­ко. М., 2000; Сим­во­ли­че­ский об­мен и смерть. М., 2000; Про­зрач­ность Зла. М., 2000; Со­блазн. М., 2000; К кри­ти­ке по­ли­ти­че­ской эко­но­мии зна­ка. М., 2003.

Лит.: Фурс В. Н. Ра­ди­каль­ная со­ци­аль­ная тео­рия Ж. Бод­рий­я­ра // Со­цио­ло­ги­че­ский жур­нал. 2002. № 1; Кра­леч­кин ДЮ. Две или три ве­щи, ко­то­рые я знаю о си­му­ля­крах // Бод­рий­яр Ж. К кри­ти­ке по­ли­ти­че­ской эко­но­мии зна­ка. М., 2003; Аш­ке­ров А. Ю. Со­циаль­ная ан­тро­по­ло­гия. М., 2005.

Вернуться к началу