СУ́РИКОВ ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СУ́РИКОВ Василий Иванович [12(24).1.1848, Красноярск – 6(19).3.1916, Москва], рос. живописец, д. чл. (1893) и академик (1895) петерб. АХ. Родился в семье сибирских казаков. Окончил Красноярское уездное уч-ще (1861), где учился рисованию у Н. В. Гребнева, сыгравшего большую роль в определении жизненного пути художника (занимался под его руководством до 1866). В 1868 уехал в С.-Петербург. Учился в Рисовальной школе ОПХ (1869) и петерб. АХ (1869–1875) у Б. П. Виллевальде, П. П. Чистякова и Ф. А. Бруни. Среди ранних работ – пейзажи («Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге», Красноярский худож. музей; вариант – в ГРМ, оба 1870), картины на религ. и историч. сюжеты («Саломея приносит голову Иоанна Крестителя своей матери Иродиаде», 1872, ГРМ; «Княжий суд», 1874, «Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы…», 1875, обе – в ГТГ, и др.). С 1877 жил в Москве. Принимал участие в росписях храма Христа Спасителя в Москве на тему «Вселенских соборов» (1876–78; эскизы – в ГРМ и ГТГ; см. илл. к ст. Исторический жанр). Чл. ТПХВ (1881–1907), СРХ (с 1912). Посетил Германию, Францию, Австрию, Италию (1883–84), Швейцарию (1897), Италию и Францию (1900), Испанию (1910).
Один из гл. представителей реалистич. направления в рус. иск-ве, С. с кон. 1870-х гг. пишет наиболее известные историч. картины, в которых с глубокой проницательностью раскрывает трагич. страницы рус. истории: «Утро стрелецкой казни» (1878–81), «Меншиков в Берёзове» (1881–83), «Боярыня Морозова» (1881–87; все – в ГТГ). С. создал новаторский тип многофигурной композиции, в которой смысл событий раскрывается через выражение сложной гаммы чувств разл. изображённых персонажей. По словам М. А. Волошина, С. «угадывал русскую историю… через живые лики живых людей, через внутреннее чувство вещей, предметов и форм жизни». Композиц. совершенство картин С., единство их пластич. и колористич. решения достигаются за счёт тщательной работы над многочисл. этюдами и эскизами (б. ч. – в ГРМ и ГТГ). В 1889–90 жил в Красноярске; написанная там картина «Взятие снежного городка» (1891, ГРМ; серебряная медаль на Всемирной выставке 1900 в Париже) открывает новый, «героический» период в творчестве С., когда гл. темой становится тема удали, мощи, единства рус. народа. По возвращении в Москву создаёт картины «Покорение Сибири Ермаком» (1891–1895), «Переход Суворова через Альпы в 1799 году» (1895–99), «Степан Разин» (1904–06, частично переписана в 1910; все – в ГРМ); последняя большая историч. картина – «Посещение царевной женского монастыря» (1912, ГТГ). Автор остропсихологич. портретов, в т. ч. портретов-типов: «Старик-огородник» (1882, ГРМ), О. В. Суриковой (дочери художника; 1888), «Сибирская красавица (портрет Е. А. Рачковской)» (1891), доктора А. Д. Езерского (1900-е гг.; все – в ГТГ), «Сибирячка» (1909), А. А. Добринской (1911; оба – в ГРМ), автопортреты (1913, ГТГ; 1915, ГРМ) и др. В поздних пейзажах решал не столько пленэрные, сколько пространственные и композиц. задачи («Вид на Кремль», 1913, ГТГ). Работал также в технике акварели.
Имя С. носят Худож. музей в Красноярске и МХИ; в Красноярске в 1948 открыт Музей-усадьба В. И. Сурикова.