Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПЛАКА́Т

ПЛАКА́Т (нем. Plakat, от франц. pla­card – объ­яв­ле­ние, афи­ша), вид изо­бра­зит. иск-ва. В от­ли­чие от афи­ши, анон­си­рую­щей спек­такль, кон­церт или др. куль­тур­ное ме­ро­прия­тие, П. соз­да­ют­ся в аги­та­ци­он­ных, рек­лам­ных или учеб­ных це­лях. Совр. П. яв­ля­ет­ся обыч­но по­ли­гра­фич. вос­про­из­ве­де­ни­ем ори­ги­на­ла, соз­дан­но­го ху­дож­ни­ком, с ис­поль­зо­ва­ни­ем средств фо­то­мон­та­жа, ком­пь­ю­тер­ной гра­фи­ки или тра­диц. жи­во­пи­си и гра­фи­ки; ре­же П. бы­ва­ет ис­пол­нен сред­ст­ва­ми жи­во­пи­си ли­бо гра­фи­ки в един­ст­вен­ном эк­зем­п­ля­ре. П. дол­жен вос­при­ни­мать­ся на боль­шом рас­стоя­нии, вы­де­ля­ясь сре­ди др. ис­точ­ни­ков ин­фор­ма­ции. В нём час­то при­ме­ня­ют­ся изо­бра­зит. ме­та­фо­ры, об­ще­по­нят­ные сим­во­лы, со­пос­тав­ле­ние раз­но­мас­штаб­ных изо­бра­же­ний, обоб­ще­ние фор­мы пред­ме­тов; важ­ную роль иг­ра­ют ха­рак­тер шриф­та и рас­по­ло­же­ние тек­ста, бро­ская де­ко­ра­тив­ность цве­то­во­го ре­ше­ния. Для мн. П. на по­ли­тич. и бы­то­вые те­мы ти­пич­ны са­ти­рич. об­ра­зы, ис­поль­зую­щие приё­мы ка­ри­ка­ту­ры, шар­жа.

Плакат. В. С. Иванов. «Слава русскому народу – народу-богатырю, народу-созидателю!». 1946.

Пред­ше­ст­вен­ни­ка­ми П. бы­ли аги­тац. гра­вю­ры круп­но­го раз­ме­ра («ле­ту­чие ли­ст­ки» в Гер­ма­нии 16 в., по­ли­тич. афи­ши вре­ме­ни Франц. ре­во­лю­ции 18 в. и Па­риж­ской ком­му­ны 1871 и т. п.). Рек­лам­ный П. воз­ник во 2-й пол. 19 в. в свя­зи с рас­про­стра­не­ни­ем цвет­ной ли­то­гра­фии. Ве­ду­щая роль в раз­ви­тии П. и афи­ши на ру­бе­же 19–20 вв. при­над­ле­жа­ла Фран­ции (Ж. Ше­ре, А. де Ту­луз-Лот­рек, ра­бо­тав­ший в Па­ри­же А. Му­ха и др.), Ве­ли­ко­бри­та­нии (О. Бёр­дс­ли и др.) и США (У. Брэд­ли, Э. Пен­филд). С нач. 1910-х гг. П. по­сте­пен­но те­ря­ет пря­мые свя­зи с книж­но-жур­наль­ной гра­фи­кой в сти­ле мо­дерн, по­рой при­бли­жа­ясь по ха­рак­те­ру к стан­ко­вой кар­ти­не (О. Фи­шер в Гер­ма­нии, Ф. Брэн­гвин). В 20 в. осо­бое зна­че­ние при­об­рёл по­ли­тич. П. (сре­ди пер­вых мас­те­ров – Т. Стейн­лен во Фран­ции, Ю. Вальт­корн, К. Коль­виц и Дж. Харт­филд в Гер­мании). В Рос­сии в нач. 20 в. к П. об­раща­лись мас­те­ра «Ми­ра ис­кус­ст­ва». В Рос­сии и СССР боль­шое рас­про­стра­не­ние по­лу­чил аги­тац. и политич. П. («Ок­на РОСТА» в пе­ри­од Гражд. вой­ны 1917–22, «Ок­на ТАСС» во вре­мя Вел. Отеч. вой­ны); в этой об­лас­ти ра­бо­та­ли мн. круп­ные мас­те­ра – Ку­кры­ник­сы, В. В. Ле­бе­дев, В. В. Мая­ков­ский, А. М. Род­чен­ко, В. А. и Г. А. Стен­бер­ги, М. М. Че­рем­ных и др.

Лит.: Де­мос­фе­но­ва Г., Ну­рок А., Шан­ты­ко Н. Со­вет­ский по­ли­ти­че­ский пла­кат. М., 1962; Abdy J. The French poster: Chéret to Cap­piello. N. Y.; L., 1969; Müller-Brock­mann J., Müller-Brock­mann S. History of the poster. Z., 1971; Bar­nic­oat J. A concise history of posters. L., 1972; Ля­хов В. Со­вет­ский рек­лам­ный пла­кат. 1917–1932. Аль­бом. М., 1972; Gallo M. The poster in history. Feltham, 1974; Sainton R. Art nouveau: posters and graphics. N. Y., 1977; Delhaye J. Art deco: posters and graphics. N. Y., 1977; Со­вет­ский по­ли­ти­че­ский пла­кат. М., 1984; Wrede S. The modern poster. N. Y., 1988; Defining Russian graphic arts: from Diag­hilev to Stalin, 1898–1934 / Ed. A. Ro­sen­feld. New Brunswick, 1999; Weill A. Gra­phics: a century of poster and advertising design. L., 2004; Schnapp J. Revolutionary ti­des: the art of the political poster, 1914–1989. Mil., 2005.

Вернуться к началу