ПЛАКА́Т
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПЛАКА́Т (нем. Plakat, от франц. placard – объявление, афиша), вид изобразит. иск-ва. В отличие от афиши, анонсирующей спектакль, концерт или др. культурное мероприятие, П. создаются в агитационных, рекламных или учебных целях. Совр. П. является обычно полиграфич. воспроизведением оригинала, созданного художником, с использованием средств фотомонтажа, компьютерной графики или традиц. живописи и графики; реже П. бывает исполнен средствами живописи либо графики в единственном экземпляре. П. должен восприниматься на большом расстоянии, выделяясь среди др. источников информации. В нём часто применяются изобразит. метафоры, общепонятные символы, сопоставление разномасштабных изображений, обобщение формы предметов; важную роль играют характер шрифта и расположение текста, броская декоративность цветового решения. Для мн. П. на политич. и бытовые темы типичны сатирич. образы, использующие приёмы карикатуры, шаржа.
Предшественниками П. были агитац. гравюры крупного размера («летучие листки» в Германии 16 в., политич. афиши времени Франц. революции 18 в. и Парижской коммуны 1871 и т. п.). Рекламный П. возник во 2-й пол. 19 в. в связи с распространением цветной литографии. Ведущая роль в развитии П. и афиши на рубеже 19–20 вв. принадлежала Франции (Ж. Шере, А. де Тулуз-Лотрек, работавший в Париже А. Муха и др.), Великобритании (О. Бёрдсли и др.) и США (У. Брэдли, Э. Пенфилд). С нач. 1910-х гг. П. постепенно теряет прямые связи с книжно-журнальной графикой в стиле модерн, порой приближаясь по характеру к станковой картине (О. Фишер в Германии, Ф. Брэнгвин). В 20 в. особое значение приобрёл политич. П. (среди первых мастеров – Т. Стейнлен во Франции, Ю. Вальткорн, К. Кольвиц и Дж. Хартфилд в Германии). В России в нач. 20 в. к П. обращались мастера «Мира искусства». В России и СССР большое распространение получил агитац. и политич. П. («Окна РОСТА» в период Гражд. войны 1917–22, «Окна ТАСС» во время Вел. Отеч. войны); в этой области работали мн. крупные мастера – Кукрыниксы, В. В. Лебедев, В. В. Маяковский, А. М. Родченко, В. А. и Г. А. Стенберги, М. М. Черемных и др.