ЛИТОГРА́ФИЯ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛИТОГРА́ФИЯ (от лито... и греч. γράφω – писать), способ печати, при котором оттиски получаются в результате переноса краски под давлением с плоской (нерельефной) печатной формы (камня) непосредственно на бумагу. Изображение наносится жирной тушью: пером – для передачи тонких штрихов, кистью – для передачи больших участков сплошного тона (плашек) или литографским карандашом. Изображение часто переводится на камень с рисунка, выполненного на спец. литографской бумаге – корнпапире. После химич. обработки камня, последовательного нанесения на поверхность формы воды и затем краски производится печатание. Л. изобретена ок. 1798 в Германии А. Зенефельдером, который в 1806 открыл первую литографскую мастерскую в Мюнхене. Позднее мастерские были созданы в Париже и С.-Петербурге (1816), Лондоне (1822). В 19 в. Л. широко применялась для репродуцирования картин, печати чёрно-белых и многоцветных эстампов, книжных иллюстраций, географич. карт, этикеток, плакатов, афиш, наглядных пособий и др. Эстампы печатали на ручных литографских станках; при выполнении многотиражных заказов оттиски получали на литографских печатных машинах. В дальнейшем появились аналоги и модификации Л., напр. автолитография, форму для которой выполнял сам автор. Распространение получила хромолитография с возможностью использования разл. печатных красок (до нескольких десятков на одном оттиске). Для репродуцирования исполненных маслом картин применяется способ олеографии: тиснения и каландрирования литографских оттисков, что позволяет создавать произведения с имитацией рельефа холста и мазков кисти художника. В 1930-е гг. Л. стала интенсивно вытесняться более совершенной офсетной печатью. Потеряв своё пром. значение, Л. продолжает использоваться как один из видов станковой техники при создании худож. произведений.
Л. называется также вид малотиражной графики и собственно оттиск, полученный с использованием этой техники, а также полиграфич. предприятие, специализирующееся на литографской печати.
Исторический очерк. Специфич. язык худож. Л. оформился в 1820-х гг. во Франции под влиянием романтизма; в это время к Л. обращаются живущие здесь испанец Ф. Гойя и англичанин Р. Бонингтон, анималистич. и жанровые серии исполняет Т. Жерико; ряд художников (Н. Т. Шарле, О. Раффе) посвящают свои листы эпизодам наполеоновских войн, появляются литографы-портретисты (А. Девериа, Ф. Крюгер) и авторы историко-жанровых сцен (Э. Изабе). Широкое распространение во Франции, а также в Великобритании получает видовая Л. Крупнейший мастер романтич. Л. – Э. Делакруа, выполнивший неск. иллюстративных серий по мотивам произведений И. В. Гёте и У. Шекспира; для его техники характерны процарапывание фона, резкие контуры, тонкие растушёвки. Наиболее распространённым жанром раннего периода истории Л. была карикатура нравов (А. Монье, Л. Буальи), которая после Июльской революции 1830 сменяется политич. и социальной карикатурой (Ж. Ж. Гранвиль, Ш. Ж. Травьес, А. Г. Декан). Публицистич. заострённость образов, виртуозное использование особенностей техники отличают литографич. серии О. Домье, виднейшего мастера Л. сер. 19 в., оказавшего значит. воздействие на её дальнейшее развитие. В области бытовой карикатуры работали мн. мастера Л., из которых выделяются П. Гаварни и А. Шам. В Германии технику Л. использует А. фон Менцель. В Лат. Америке в 1-й пол. 19 в. Л. исполняют мн. художники – представители костумбризма.
С 1840-х гг. в иск-ве Л. заметен упадок, связанный с вытеснением её из журналов и заменой торцовой ксилографией. Новый подъём иск-ва Л. происходит с кон. 1860-х гг. Во Франции Э. Мане находит новые худож. возможности Л., полнее выявляя фактуру материала; к Л. часто обращаются в этот период мастера импрессионизма – О. Ренуар, Э. Дега, К. Писсарро. Импрессионизм своеобразно проявляется у мастеров Германии (Л. Коринт, М. Либерман, М. Слефогт) и США (Дж. Уистлер). В кон. 19 в. заметный след в Л. оставляют символизм и стиль модерн (О. Редон, Э. Каррьер во Франции; Ф. Ропс в Бельгии; Э. Мунк в Норвегии). Особое место в Л. на рубеже 19–20 вв. занимает цветной эстамп, часто используемый в афише (А. де Тулуз-Лотрек, М. Дени, П. Боннар, Э. Вюйар во Франции). Традиции Домье продолжаются в социально-критич. листах Ж. Л. Форена и Т. Стейнлена во Франции, Ф. Брэнгвина в Великобритании. После 1-й мировой войны ряд серий и отд. листов создают нем. экспрессионисты (М. Бекманн, Г. Грос, Э. Барлах) и художники группы «Мост» (Э. Хеккель, М. Пехштейн, Э. Л. Кирхнер); в 1930-е гг. активная антифашистская направленность характерна для литографий К. Кольвиц. В 20 в. Л. становится очень разнообразной в своих выразит. возможностях, охватывая широкий диапазон интонаций – от тонкого лиризма до публицистич. страстности. К Л. обращались крупные мастера 20 в.: А. Матисс, П. Пикассо и М. Шагал во Франции, О. Кокошка в Австрии, Х. Эрни в Швейцарии, Х. Т. Рихтер, О. Дикс в Германии, М. Швабинский в Чехословакии, Г. Мукки в Италии, Д. Сикейрос, П. О’Хиггинс в Мексике и мн. другие.
В России в 1-й пол. 19 в. техника Л. привлекает крупных графиков и живописцев – В. Л. Боровиковского, А. О. Орловского, О. А. Кипренского, А. Г. Венецианова и его учеников, К. П. Брюллова и др. В 1820–30-е гг. интерес рус. художников обращён преим. к пейзажу (литографированные «Виды Санкт-Петербурга и его окрестностей», издававшиеся ОПХ в 1823–27; также В. С. Садовников, С. Ф. Галактионов, А. П. Брюллов, А. Е. Мартынов, К. П. Беггров). С распространением Л. в 1830–40-х гг. связана деятельность ОПХ, которое заказывало молодым художникам воспроизведение в Л. картин Эрмитажа. В сер. 19 в. появляются жанровые Л. (И. С. Щедровский), нравственно-сатирич. листы (М. Л. Невахович и В. Ф. Тимм). Их традиции продолжили во 2-й пол. 19 в. мастера иллюстраций и бытовой карикатуры П. М. Шмельков, П. М. Боклевский, А. И. Лебедев и др. В последней трети 19 в. новый интерес к Л. проявился в осн. в пейзажах И. И. Шишкина, иллюстрациях и жанровых сценах И. Е. Репина, портретах В. А. Серова. С кон. 1900-х гг. в области литографич. пейзажа работали К. Ф. Юон, К. Ф. Богаевский, В. И. Соколов. В 1910-х гг. тиражировались Л. и литографиров. книги Н. С. Гончаровой и М. Ф. Ларионова; создавались литографич. листы др. мастерами рус. авангарда (Д. Д. Бурлюком, О. В. Розановой и К. С. Малевичем, Л. М. Лисицким). В технике Л. работали мастера «Мира искусства» и художники, близкие этому объединению (Л. С. Бакст, А. Н. Бенуа, В. А. Ватагин, Г. С. Верейский, М. В. Добужинский, П. В. Кузнецов, Б. М. Кустодиев, Д. И. Митрохин, П. В. Митурич, А. П. Остроумова-Лебедева, С. В. Чехонин и др.). Литографич. книжная иллюстрация представлена работами В. В. Лебедева, Е. А. Кибрика, В. М. Конашевича, Н. Ф. Лапшина, А. Ф. Пахомова, М. С. Родионова, К. И. Рудакова, Е. И. Чарушина. В 20 в. в разные периоды творчества к Л. обращались Ю. П. Анненков, Ю. А. Васнецов, А. С. Ведерников, Н. С. Войтинская, Н. М. Григорьев, В. М. Ермолаева, А. Л. Каплан, В. Е. Пестель, А. Н. Самохвалов, Н. Е. Сверчков, Е. И. Турова, Н. А. Тырса, Н. М. Чернышёв, М. М. Шемякин, А. Г. Якимченко и др.