ЛИ́БЕРМАН МАКС
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛИ́БЕРМАН (Liebermann) Макс (20.7.1847, Берлин – 8.2.1935, там же), нем. живописец, график, чл. (1898–1932) и президент (1920–32) Прус. АХ в Берлине. Изучал философию в Берлинском ун-те и одновременно брал уроки живописи у К. Штеффека (1866–68); в 1868–1872 учился в Худож. школе в Веймаре у П. Тумана и Ф. В. Паувелса. В 1872–78 жил в Париже (с 1874 работал в Барбизоне); неоднократно бывал в Нидерландах (с 1872; копировал картины Ф. Халса), также посетил Венецию (1878), Флоренцию и Рим (1902). Работал в Мюнхене (с 1878), Берлине (с 1884). В 1898 принял участие в создании берлинского Сецессиона (до 1911 президент). С 1912 поч. д-р Берлинского ун-та. В 1932 Л. вышел из состава Прус. АХ; после 1933 большинство его произведений было изъято из нем. музеев.
Л. начинал как мастер бытовых сцен из жизни крестьян, ремесленников, рыбаков («Сборщицы картофеля», 1875, Худож. музей, Дюссельдорф; «Льнопрядильня в Ларене», 1886–87, Гос. музеи, Берлин; «Починка сетей», 1889, Кунстхалле, Гамбург, и др.). В этих произведениях заметно увлечение живописью М. Мункачи (посетил его в 1871 в Дюссельдорфе), Ж. Ф. Милле, Г. Курбе, Й. Исраэлса, А. фон Менцеля. Изображая фигуры в пейзаже («Ева», 1882, Кунстхалле, Гамбург; «Девочка с коровой», ГМИИ), Л. придавал сценам из повседневности лирич. окраску. Под влиянием франц. импрессионизма с сер. 1880-х гг. колорит его полотен становится более светлым и ярким, но фигуры ещё не утрачивают пластич. объёмности; картины написаны пастозным мазком, передающим многообразие светоцветовых эффектов («Амстердамские белошвейки», 1885, Штеделевский ин-т, Франкфурт-на-Майне; «Сад с подсолнечником», 1895, Худож. музей, Дюссельдорф). В поздних работах Л. («Сад в Ванзее», Гор. музей, Цвиккау, 1910-е гг., и др.) очертания фигур и формы ярких, буйно цветущих растений сада теряют свою определённость в залитом солнечным светом пространстве. В иной манере, с использованием тёмной колористич. гаммы написаны портреты Л. (бургомистра К. Петерсена, 1891, Кунстхалле, Гамбург; В. фон Боде, 1904, Гос. музеи, Берлин; Р. Демеля, 1909; Ф. Зоербуха, 1932, оба – Кунстхалле, Гамбург; автопортреты).
Среди его графич. работ – литографии на воен. тему (1914–16), портреты (в т. ч. А. Эйнштейна, 1925), иллюстрации к произведениям И. В. Гёте, Г. фон Клейста, Г. Гейне.