ПЕ́СТЕЛЬ ВЕРА ЕФРЕМОВНА
-
Рубрика: Образование
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПЕ́СТЕЛЬ (урождённая Бальи, Байи) Вера Ефремовна [1(13).5.1887, Москва – 18.11.1952, там же], рос. живописец, график, педагог. Училась в частной студии Э. Фализ (1902–03), СХПУ (1903–05), школе К. Ф. Юона и И. О. Дудина (1906–07) в Москве, в мастерской К. Э. Киша (1909–11) в Будапеште, академии «Ла Палетт» (1912–13) в Париже. Посещала частные худож. мастерские Мюнхена; работала в коллективной свободной мастерской М. Ф. Ларионова «На башне» (1911–12) в Москве. Чл. группы К. С. Малевича «Супремус», объединения «Мир искусства» (1917, 1921), один из организаторов обществ «Маковец» (1921) и «Путь живописи» (1926). После экспериментов в области кубофутуризма и абстракционизма вернулась (с 1918) к предметной живописи, сохраняющей конструктивную чёткость построений наряду с экспрессивностью образов («Семья у керосинки», 1949, ГТГ, и др.). Занималась также монументальной живописью, акварелью, станковой («Семейный портрет», уголь, 1920, ГРМ, и др.) и книжной графикой, декоративно-прикладным иск-вом.
В 1920–30 преподавала живопись и рисунок в созданной А. В. Бакушинским школе «Детское творчество» (Москва). П. принадлежала к сторонникам свободного воспитания. Разрабатывала теоретич. аспекты проблемы этого педагогич. течения. В условиях острой социальной конфронтации первых лет революции П. выдвинула тезис о гармонии как средстве устранения противоречий между ребёнком и миром. Отсюда обострённый интерес П. к индивидуальным способностям ребёнка, к самовыражению, к изучению прежде всего детского изобразит. творчества. По П., осн. задача педагога – дать как можно шире выявиться этой способности, снабжая ребёнка разнообразным природным материалом. Эти идеи нашли отражение в программе по изобразит. иск-ву для школ 1-й и 2-й ступени (1925–26), в основу которой было положено «искусство самого ребёнка». Эстетич. воспитание П. рассматривала как творч. процесс, в результате которого ребёнок учится не просто механически воспроизводить своё зрительское восприятие, а понимать иск-во, замыслы художника, живописную и пластич. форму. В 1944–52 работала в школьном кабинете Историч. музея (Москва).