Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СВОБО́ДНОЕ ВОСПИТА́НИЕ

  • рубрика

    Рубрика: Образование

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 29. Москва, 2015, стр. 560

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: M. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов 

СВОБО́ДНОЕ ВОСПИТА́НИЕ, на­прав­ле­ние в пе­да­го­ги­ке, рас­смат­ри­ваю­щее вос­пи­та­ние как по­мощь при­ро­де ре­бён­ка, ес­те­ст­вен­но раз­ви­ваю­ще­го­ся в про­цес­се ос­вое­ния ок­ру­жаю­ще­го ми­ра и сво­бод­но са­мо­оп­ре­де­ляю­ще­го­ся в нём. Офор­ми­лось в нач. 20 в., но ис­то­ри­че­ски не­раз­рыв­но свя­за­но с гу­ма­ни­стич. пе­да­го­гич. тра­ди­ци­ей эпо­хи Воз­ро­ж­де­ния. Не­по­средств. пред­ше­ст­вен­ни­ком тео­рии С. в. счи­та­ет­ся Ж. Ж. Рус­со, идеи ко­то­ро­го на­шли от­ра­же­ние в пе­да­го­гич. тео­ри­ях и прак­ти­ке пред­ста­ви­те­лей фи­лан­тро­пиз­ма и не­огу­ма­низ­ма.

На ру­бе­же 19–20 вв. сто­рон­ни­ки пе­до­цен­триз­ма (Дж. Дьюи, Э. Кей, М. Мон­тес­со­ри и др.) пе­ре­ос­мыс­ли­ва­ли са­мо по­ня­тие вос­пи­та­ние, свя­зы­вая его трак­тов­ку с раз­ви­ти­ем ин­ди­ви­ду­аль­но­сти вос­пи­тан­ни­ка. За­да­чей вос­пи­та­ния счи­та­ли сти­му­ли­ро­ва­ние ре­бён­ка к са­мо­вос­пи­та­нию, са­мо­обу­че­нию и са­мо­раз­ви­тию че­рез ор­га­ни­за­цию пе­да­го­гом сре­ды, наи­бо­лее со­от­вет­ст­вую­щей по­треб­но­стям фор­ми­рую­щей­ся лич­но­сти.

Жиз­не­дея­тель­ность вос­пи­тан­ни­ков в «сво­бод­ных шко­лах» строи­лась как со­вме­ст­ный труд в учеб­ных клас­сах, мас­тер­ских и на по­лях, са­мо­об­слу­жи­ва­ние и са­мо­управ­ле­ние. Гл. роль иг­ра­ли пе­да­го­ги­че­ски ор­га­ни­зо­ван­ная нрав­ст­вен­но-ин­тел­лек­ту­аль­ная ат­мо­сфе­ра об­ще­ния, вы­ра­бо­тан­ные и при­ня­тые все­ми нор­мы по­ве­де­ния. К по­доб­но­му ти­пу школ мож­но от­не­сти «Улей» С. Фо­ра и шко­лу Р. Ку­зи­не (Фран­ция), «Сво­бод­ную школь­ную об­щи­ну» Г. Ви­не­ке­на и «Шко­лу до­маш­них учи­те­лей» Б. От­то (Гер­ма­ния), а так­же «сво­бод­ные шко­лы» А. Ферь­е­ра и Э. Кла­па­ре­да (Швей­цария).

В Рос­сии од­ним из пер­вых взгля­ды, близ­кие иде­ям С. в., вы­ска­зал Ф. Ф. Ре­зе­нер, обос­но­вав­ший «не­при­ну­ди­тель­ное» вос­пи­та­ние де­тей, ве­ду­щее к са­мо­оп­ре­де­ле­нию, к лич­ной и нравств. сво­бо­де че­ло­ве­ка. Ро­до­на­чаль­ни­ком С. в. в Рос­сии вы­сту­пил Л. Н. Тол­стой. В 1860-х гг. он был убе­ж­дён, что ре­бё­нок сто­ит на­мно­го бли­же, чем взрос­лый, к тем идеа­лам гар­мо­нии, прав­ды, кра­со­ты и до­б­ра, до ко­то­рых его хо­тят воз­вес­ти. По­это­му ре­бён­ку на­до толь­ко пре­дос­тав­лять ма­те­ри­ал, что­бы он мог «по­пол­нять­ся гар­мо­ни­че­ски и все­сто­рон­не», а так­же соз­да­вать ус­ло­вия для сво­бод­но­го са­мо­вы­ра­же­ния. Од­на­ко в 1890-е гг. Тол­стой от­ка­зал­ся от сво­их пе­да­го­гич. воз­зре­ний и при­шёл к вы­во­ду, что С. в. яв­ля­ет­ся «при­хо­тью и раз­вра­том де­тей» и про­ти­во­пос­та­вил ему ре­лиг. вос­пи­та­ние. Тем не ме­нее имен­но идеи ран­не­го Тол­сто­го ста­ли ка­та­ли­за­то­ром рас­про­ст­ра­не­ния С. в. в Рос­сии. Его вы­ра­зи­те­ли (E. E. Гор­бу­но­ва-По­са­до­ва, А. У. Зе­лен­ко, С. Н. Ду­ры­лин, О. В. Кай­да­но­ва и др.) кон­со­ли­ди­ро­ва­лись во­круг ж. «Сво­бод­ное вос­пи­та­ние» (ред. И. И. Гор­бу­нов-По­са­дов, 1907–18), в 1918 вы­хо­дил под назв. «Сво­бод­ное вос­пи­та­ние и сво­бод­ная тру­до­вая шко­ла». Наи­бо­лее глу­бо­кое обос­но­ва­ние тео­рия С. в. в Рос­сии по­лу­чи­ла в ра­бо­тах К. Н. Вент­це­ля.

В нач. 20 в. в Рос­сии осу­ще­ст­в­ле­ны пер­вые по­пыт­ки прак­тич. при­ме­не­ния идей С. в.: «Дом сво­бод­но­го ре­бён­ка» И. И. Гор­бу­но­ва-По­са­до­ва (Мо­ск­ва), «Шко­ла ша­лу­нов» А. И. Рад­чен­ко (Ба­ку) и «Моск. се­мей­ная шко­ла» О. В. Кай­да­но­вой, дет­ские об­ще­ст­ва «Сет­ле­мент» и «Дет­ский труд и от­дых», воз­глав­ляе­мые А. У. Зе­лен­ко и С. Т. Шац­ким.

По­сле 1917 идеи С. в. офи­ци­аль­но рас­смат­ри­ва­лись как про­ти­во­стоя­щие преж­ней «шко­ле учё­бы». Не­ко­то­рые из них по­лу­чи­ли от­ра­же­ние в «Осн. прин­ци­пах еди­ной тру­до­вой шко­лы» (1918): ува­же­ние к лич­но­сти ре­бён­ка, гу­ма­низм, де­мо­кра­тич­ность и др. В 1918–19 на прин­ци­пах С. в. в зна­чит. сте­пе­ни строи­лась дея­тель­ность школ-ком­мун. В стра­нах Зап. Ев­ро­пы в 1920–30-х гг. со­хра­ни­лись лишь отд. оча­ги С. в., напр. «Дом си­рот» Я. Кор­ча­ка в Поль­ше, «Сво­бод­ная шко­ла» Ф. Фер­ре­ра в Ис­па­нии, шко­ла «Рош» Э. Де­мо­ле­на во Фран­ции, шко­ла «Сам­мер­хилл» А. Ни­ла в Шот­лан­дии, шко­лы Мон­тес­со­ри в разл. стра­нах. «Сво­бод­ные шко­лы» ос­та­ва­лись еди­нич­ны­ми, ав­тор­ски­ми учеб­ны­ми за­ве­дения­ми. Ин­те­рес к иде­ям С. в. вновь воз­рос с кон. 1950-х гг. В 1960–80-х гг. его тра­ди­ции про­дол­жи­ли сто­рон­ни­ки гу­ма­ни­сти­че­ской пе­да­го­ги­ки.

В сов. пе­да­го­ги­ке не­ко­то­рые гу­ма­ни­стич. тен­ден­ции, свой­ст­вен­ные С. в., ста­ли воз­ро­ж­дать­ся в опы­те В. А. Су­хо­млин­ско­го во 2-й пол. 1960-х гг. и в пе­да­го­ги­ке со­труд­ни­че­ст­ва в кон. 1980-х гг. В 1990-х гг. поя­ви­лись ча­ст­ные учеб­ные за­ве­де­ния, стре­мя­щие­ся стро­ить об­ра­зо­ват. про­цесс, ис­хо­дя из ин­те­ре­сов ре­бён­ка и опи­раю­щие­ся на прин­ци­пы сво­бод­но­го вос­пи­та­ния.

Лит.: Сво­бод­ное вос­пи­та­ние VLADI: Пе­да­гоги­че­ский аль­ма­нах. Вла­ди­мир, 1992–1993. Вып. 1–4; Сво­бод­ное вос­пи­та­ние: Хре­сто­ма­тия / Сост. Г. Б. Кор­не­тов. M., 1995.

Вернуться к началу