СВОБО́ДНОЕ ВОСПИТА́НИЕ
-
Рубрика: Образование
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СВОБО́ДНОЕ ВОСПИТА́НИЕ, направление в педагогике, рассматривающее воспитание как помощь природе ребёнка, естественно развивающегося в процессе освоения окружающего мира и свободно самоопределяющегося в нём. Оформилось в нач. 20 в., но исторически неразрывно связано с гуманистич. педагогич. традицией эпохи Возрождения. Непосредств. предшественником теории С. в. считается Ж. Ж. Руссо, идеи которого нашли отражение в педагогич. теориях и практике представителей филантропизма и неогуманизма.
На рубеже 19–20 вв. сторонники педоцентризма (Дж. Дьюи, Э. Кей, М. Монтессори и др.) переосмысливали само понятие воспитание, связывая его трактовку с развитием индивидуальности воспитанника. Задачей воспитания считали стимулирование ребёнка к самовоспитанию, самообучению и саморазвитию через организацию педагогом среды, наиболее соответствующей потребностям формирующейся личности.
Жизнедеятельность воспитанников в «свободных школах» строилась как совместный труд в учебных классах, мастерских и на полях, самообслуживание и самоуправление. Гл. роль играли педагогически организованная нравственно-интеллектуальная атмосфера общения, выработанные и принятые всеми нормы поведения. К подобному типу школ можно отнести «Улей» С. Фора и школу Р. Кузине (Франция), «Свободную школьную общину» Г. Винекена и «Школу домашних учителей» Б. Отто (Германия), а также «свободные школы» А. Ферьера и Э. Клапареда (Швейцария).
В России одним из первых взгляды, близкие идеям С. в., высказал Ф. Ф. Резенер, обосновавший «непринудительное» воспитание детей, ведущее к самоопределению, к личной и нравств. свободе человека. Родоначальником С. в. в России выступил Л. Н. Толстой. В 1860-х гг. он был убеждён, что ребёнок стоит намного ближе, чем взрослый, к тем идеалам гармонии, правды, красоты и добра, до которых его хотят возвести. Поэтому ребёнку надо только предоставлять материал, чтобы он мог «пополняться гармонически и всесторонне», а также создавать условия для свободного самовыражения. Однако в 1890-е гг. Толстой отказался от своих педагогич. воззрений и пришёл к выводу, что С. в. является «прихотью и развратом детей» и противопоставил ему религ. воспитание. Тем не менее именно идеи раннего Толстого стали катализатором распространения С. в. в России. Его выразители (E. E. Горбунова-Посадова, А. У. Зеленко, С. Н. Дурылин, О. В. Кайданова и др.) консолидировались вокруг ж. «Свободное воспитание» (ред. И. И. Горбунов-Посадов, 1907–18), в 1918 выходил под назв. «Свободное воспитание и свободная трудовая школа». Наиболее глубокое обоснование теория С. в. в России получила в работах К. Н. Вентцеля.
В нач. 20 в. в России осуществлены первые попытки практич. применения идей С. в.: «Дом свободного ребёнка» И. И. Горбунова-Посадова (Москва), «Школа шалунов» А. И. Радченко (Баку) и «Моск. семейная школа» О. В. Кайдановой, детские общества «Сетлемент» и «Детский труд и отдых», возглавляемые А. У. Зеленко и С. Т. Шацким.
После 1917 идеи С. в. официально рассматривались как противостоящие прежней «школе учёбы». Некоторые из них получили отражение в «Осн. принципах единой трудовой школы» (1918): уважение к личности ребёнка, гуманизм, демократичность и др. В 1918–19 на принципах С. в. в значит. степени строилась деятельность школ-коммун. В странах Зап. Европы в 1920–30-х гг. сохранились лишь отд. очаги С. в., напр. «Дом сирот» Я. Корчака в Польше, «Свободная школа» Ф. Феррера в Испании, школа «Рош» Э. Демолена во Франции, школа «Саммерхилл» А. Нила в Шотландии, школы Монтессори в разл. странах. «Свободные школы» оставались единичными, авторскими учебными заведениями. Интерес к идеям С. в. вновь возрос с кон. 1950-х гг. В 1960–80-х гг. его традиции продолжили сторонники гуманистической педагогики.
В сов. педагогике некоторые гуманистич. тенденции, свойственные С. в., стали возрождаться в опыте В. А. Сухомлинского во 2-й пол. 1960-х гг. и в педагогике сотрудничества в кон. 1980-х гг. В 1990-х гг. появились частные учебные заведения, стремящиеся строить образоват. процесс, исходя из интересов ребёнка и опирающиеся на принципы свободного воспитания.