ВЕ́НТЦЕЛЬ КОНСТАНТИН НИКОЛАЕВИЧ
-
Рубрика: Образование
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВЕ́НТЦЕЛЬ Константин Николаевич [24.11 (6.12).1857, С.-Петербург – 10.3.1947, Москва], рос. педагог, теоретик и пропагандист свободного воспитания. Дворянин, сын д. стат. советника. Учился в Технологич. ин-те (1875–76) и С.-Петерб. ун-те (1876–77). С 1880 участник революц. народнич. движения (в 1885 арестован в Воронеже, выслан). С 1891 работал в статистич. отделении Моск. гор. управы. С 1919 в Воронеже: преподавал в педагогич. техникуме и ун-те, был организатором и преподавателем Ин-та нар. образования.
Педагогич. взгляды В. развивались в русле педоцентризма. В центре воспитания, по В., – интересы и потребности конкретного ребёнка, цель воспитания – развитие внутренней свободы личности, духовной самостоятельности, сохранение ребёнком своего «я», «прояснение» и «проявление» в ребёнке заранее заложенного образа.
В. разрабатывал основы и принципы свободной школы и свободного воспитания. Во главе образоват. деятельности находился не учебный план, а «план жизни ребёнка». Первым этапом предусматривалось формирование внутренней образоват. программы. В нравств. воспитании акцент делался на содействии ребёнку в выработке своей личной нравственности и религии, реализации права быть «свободным искателем и творцом духовных ценностей». Ведущая роль отводилась эстетич. воспитанию.
Разработал принципы организации воспитат.-образоват. учреждения – Дома свободного ребёнка, и пытался реализовать их в Москве (1906–09). Большое внимание В. и его единомышленники уделяли претворению этих положений в жизнь семьи.
После Февр. революции 1917 развивал идею педагогич. революции, которую трактовал как кардинальную реформу воспитания и образования, создающую условия для свободного развития личности. В работах «Как бороться с милитаризмом» (2-е изд., 1917), «Современный момент и свободное воспитание» и «Отделение школы от государства и декларация прав ребёнка» (обе в 1918) обосновал принцип автономии школы от государства, позволяющий организовать независимое, самоуправляющееся, бесплатное учебно-воспитат. учреждение, находящееся в ведении общин или свободных союзов граждан. Ставя общечеловеческие ценности над классовыми, считал, что школа не должна служить орудием осуществления политич. задач.
В «Декларации прав ребёнка» (одной из первых в мировой практике) в 1917 провозгласил для детей равные со взрослыми свободы и права (в т. ч. на развитие своих способностей и дарований, воспитание и образование, свободное выражение мыслей, создание детских организаций и объединений и др.). После Окт. революции выступал против милитаризации и подавления личности. В 1917–22 разрабатывал принципы построения единой трудовой школы в РСФСР. После резкой критики его педагогич. концепции (её объявили вредной и реакционной утопией, содействующей контрреволюции и буржуазии) В. отошёл от активной педагогической деятельности. В 1920–30-х гг. труды В. посвящены развитию гуманистич. традиций отеч. философии, созданию религии творч. личности, основанной на культе ребёнка (неопубл. работы: «Творческое жизнепонимание в христианстве и толстовстве», 1926; «Философия творческой воли» и «Луч света на пути творчества», обе в 1937).