НЕОГУМАНИ́ЗМ
-
Рубрика: Образование
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НЕОГУМАНИ́ЗМ, педагогич. течение, выдвинувшее в качестве осн. цели воспитания совр. человека античный идеал личности. Идеи Н. зародились в Германии в сер. 18 в. Термин «Н.» введён в науч. оборот нем. историком педагогики Ф. Паульсеном в 1880-х гг. Первые представители Н. – И. М. Геснер (1691–1761), И. А. Эрнести (1707–81), К. Г. Хейне (1729–1812) видели свою задачу не в разрушении системы образования, традиции которой восходили к истокам европ. культуры, а в реформировании этой системы в соответствии с новым уровнем нац. самосознания, который прежде всего выразился в изменении отношения как к античности, так и к ср.-век. европ. культуре. Центр. место в образовании они отводили изучению древних языков, овладению культурным наследием Древней Греции и Древнего Рима. Считали, что гимназии должны заложить основу для продолжения обучения учащихся в университетах. В гимназиях, наряду с математикой и родным языком, значит. внимание уделялось изучению произведений античных авторов. Под влиянием неогуманистов классическое образование стало осн. видом среднего образования. В нач. 19 в. К. В. фон Гумбольдт и Ф. А. Вольф сосредоточили внимание на проблеме раскрытия способностей человека, возродили идеи всестороннего воспитания личности и предложили реформировать систему гимназич. образования за счёт расширения учебных курсов истории и естествознания на основе достижений совр. науки. Они выступали за преемственность среднего и высшего образования. Осуществлённая на принципах Н. реформа образования в Пруссии способствовала внедрению в нар. школу системы обучения И. Песталоцци и повышению качества начального образования.
В России в кон. 18 в. интерес к идеям нем. неогуманистов проявили члены кружка Н. И. Новикова (в кружок в 1784–1789 входил Н. М. Карамзин). Для Карамзина идеи Н. связаны с И. В. Гёте и в особенности с И. Г. Гердером. В 19 в. к античному наследию обратился кружок А. Н. Оленина. Участниками кружка являлись Н. И. Гнедич (автор первого полного перевода на рус. язык «Илиады» Гомера), С. С. Уваров (инициатор реформирования гимназии на принципах классич. образования) и др. Влияние идей Н. испытали М. Н. Катков и К. Н. Леонтьев, отстаивавшие классич. направление в обществ. полемике по вопросам гимназич. образования. После школьной реформы 1871 в связи с негативным отношением в рус. обществе к классич. образованию Н. постепенно утрачивал своё значение в сфере образования. Но в 1890–1900-х гг. идеи Н. вновь были востребованы в связи с концепцией грядущего Славянского возрождения. Один из сторонников этой концепции – Ф. Ф. Зелинский считал, что школа должна быть ориентирована на творч. восприятие античной традиции не как «нормы», но как «семени», давшего ростки всех последующих культурных достижений христианской Европы. В Рос. Федерации с кон. 1980-х гг. в ряде гимназий на идеях Н. организуется учебный процесс.