Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЗЕЛИ́НСКИЙ ФАДДЕЙ ФРАНЦЕВИЧ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 10. Москва, 2008, стр. 373

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Э. Д. Фролов

ЗЕЛИ́НСКИЙ Фад­дей Фран­це­вич (польск. Tadeusz Zieliński) [2(14).9.1859, с. Скрип­чин­цы, Ка­нев­ско­го у. Ки­ев­ской губ. – 8.5.1944, Шён­дорф, Верх­няя Ба­ва­рия (Гер­ма­ния)], рос. фи­ло­лог-клас­сик, ан­ти­ко­вед, ис­то­рик ре­ли­гии, чл.-корр. (1893) и поч. член (1916) Пе­терб. АН. Из польск. се­мьи. Пер­во­на­чаль­ное об­ра­зо­ва­ние по­лу­чил в С.-Пе­тер­бур­ге. Обу­че­ние про­дол­жил в Рус. фи­ло­ло­гич. се­ми­на­рии при Лейп­циг­ском ун-те. С 1880 д-р фи­ло­со­фии (дис. «Die letzten Jahre des zweiten Punischen Krieges»). Ра­бо­тал в Мюн­хе­не и Ве­не. Пре­по­да­вал греч. и лат. сло­вес­ность в С.-Пе­терб. ун-те (1883–1921; проф. с 1890). Лек­тор жен­ских Бес­ту­жев­ских кур­сов. В 1921 эмиг­ри­ро­вал в Поль­шу. До 1935 за­ве­до­вал ка­фед­рой клас­сич. фи­ло­ло­гии Вар­шав­ско­го ун-та (проф. в 1922–39). По­сле ок­ку­па­ции Поль­ши во вре­мя 2-й ми­ро­вой вой­ны пе­ре­брал­ся в Ба­ва­рию (в кон. 1939) к стар­ше­му сы­ну, где жил до кон­ца жиз­ни.

В сво­их уни­вер­си­тет­ских кур­сах со­че­тал глу­бо­кую эру­ди­цию и ис­кус­ст­во тон­ко­го ана­ли­за с яр­ким ху­дож. из­ло­же­ни­ем, что сде­ла­ло его од­ним из са­мых по­пу­ляр­ных уни­вер­си­тет­ских лек­то­ров. На­уч. на­сле­дие З. ог­ром­но и при­над­ле­жит в рав­ной ме­ре трём ли­те­ра­ту­рам – рус­ской, не­мец­кой и поль­ской. Гл. на­уч. ин­те­ре­сы З. бы­ли со­сре­до­то­че­ны на ан­тич­ной куль­ту­ре, ко­то­рую он трак­то­вал не толь­ко как нор­му, но и как веч­ный жи­ви­тель­ный ис­точ­ник для раз­ви­тия ев­роп. ци­ви­ли­за­ции. Осо­бое вни­ма­ние З. уде­лял изу­че­нию выс­шей сфе­ры ду­хов­ной жиз­ни ан­тич­но­сти – гре­ко-рим. ре­ли­гии. Им был за­ду­ман боль­шой труд по этой те­ме, пер­вые две час­ти ко­то­ро­го, по­свя­щён­ные греч. ре­ли­гии клас­сич. и эл­ли­ни­стич. вре­ме­ни, ус­пе­ли вый­ти в Рос­сии, а по­сле­дую­щие до­ра­ба­ты­ва­лись и из­да­ва­лись уже в Поль­ше. Гл. те­зис З. за­клю­чал­ся в при­зна­нии ро­ди­ной хри­сти­ан­ст­ва не столь­ко иу­дей­ской Па­ле­сти­ны, сколь­ко гре­ко-рим. ми­ра, бо­лее от­кры­то­го, по его мне­нию, для ус­вое­ния но­во­го от­кро­ве­ния, но­вой прав­ды. По­ми­мо фун­дам. ис­сле­до­ва­ний, З. бы­ло соз­да­но мно­же­ст­во по­пу­ляр­ных очер­ков и ста­тей, по­свя­щён­ных разл. ас­пек­там ан­тич­ной куль­ту­ры (в т. ч. и ре­ли­гии) и воз­дей­ст­вию её идей на ду­хов­ную жизнь но­вой Ев­ро­пы. Б. ч. этих ста­тей со­б­ра­на в 4-том­ном сб. «Из жиз­ни идей».

Соч.: Die Märchenkomödie in Athen. Sankt-Pe­tersburg, 1885; Die Gliederung der altat­ti­schen Komödie. Lpz., 1885; Ци­це­рон в ис­то­рии ев­ро­пей­ской куль­ту­ры // Вест­ник Ев­ро­пы. 1896. Де­кабрь; Древ­не­гре­че­ская ре­ли­гия. П., 1918. К., 1993; Древ­не­гре­че­ская ли­те­ра­ту­ра эпо­хи не­за­ви­си­мо­сти. П., 1919–1920. Ч. 1–2; Ре­ли­гия эл­ли­низ­ма. П., 1922; Из жиз­ни идей. М., 1995. Т. 1/2–3/4; Рим­ская им­пе­рия. СПб., 1999.

Лит.: Брюл­ло­ва Н. В. Ф. Ф. Зе­лин­ский (к его 25-лет­не­му юби­лею) // Гер­мес. 1909. № 3; Рос­тов­цев М. И. Ф. Ф. Зе­лин­ский // Там же. 1914. № 3; Лукь­ян­чен­ко О. Вер­ти­каль жиз­ни. (На­бро­ски к био­гра­фии Ф. Ф. Зе­лин­ско­го) // Зе­лин­ский Ф. Ф. Рим­ская рес­пуб­ли­ка. СПб., 2002.

Вернуться к началу