ПЕСТАЛО́ЦЦИ ИОГАНН ГЕНРИХ
-
Рубрика: Образование
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПЕСТАЛО́ЦЦИ (Pestalozzi) Иоганн Генрих (12.1.1746, Цюрих – 17.2.1827, Бругг, кантон Аргау), швейц. педагог, один из основоположников дидактики начального обучения. Окончил два курса коллегиума Каролинум в Цюрихе. Вдохновлённый идеями Ж. Ж. Руссо и И. К. Лафатера, П. занялся практич. педагогикой, преобразовав для этой цели своё имение в Нойхофе в пансион для бедных детей (закрылся в 1780 из-за недостаточного финансирования). Возглавлял приют для сирот в Станце (1798–1799), ин-ты в Бургдорфе (1800–04). В 1804 П. вместе со своими учениками переехал в Ивердон. Именно этот период деятельности П. (1805–25) принёс ему известность во всей Европе. Со временем набор учеников стал осуществляться всё больше из высших сословий, из-за чего П. закрыл учреждение и вернулся в своё имение.
Автор многочисл. педагогич. трудов, из которых главными являются получившие мировую известность романы «Лингард и Гертруда» (1781–87), «Как Гертруда учит своих детей» (1801), а также «Письмо к другу о пребывании в Станце» (1799) и трактат «Лебединая песня» (1826). В мировоззрении П. идеи франц. просветителей, гл. обр. Ж. Ж. Руссо, сочетались с теориями нем. философов Г. В. Лейбница, И. Канта, И. Г. Фихте и др.
Разработанная П. педагогич. концепция исходила из того, что воспитание и образование должны начинаться с первых дней жизни («Час рождения ребёнка является первым часом его обучения»); обучение должно строиться и развиваться «сообразно природе»; его необходимо начинать с выделения простейших элементов, выражающих наиболее фундам. свойства: это число, форма, слово, а элементарными формами этих элементов соответственно являются единица, прямая и звук; обучение должно носить развивающий характер, возбуждать ум детей к активной деятельности; оно должно быть наглядным. Необходимо гармоничное развитие умственных, физических и нравственных сил человека (головы, сердца и руки), П. одним из первых попытался воплотить идеи воспитания физическим трудом на практике. Идею П. о развивающем обучении К. Д. Ушинский назвал «великим открытием Песталоцци» (Собр. соч. М.; Л., 1948. Т. 3. С. 95). Важной новацией стала также практика взаимного обучения (см. Белл-Ланкастерская система).
Целью П. была реформа не только школы, но и нар. образования в целом. Основой нравственного общества он считал деревенское поселение с его семейными связями, образующее замкнутый круг: инстинктивная любовь младенца к своей «естественной воспитательнице» (матери) впоследствии переносится сначала на отца, сестёр и братьев, а затем на учителя и школьных товарищей, охватывая в конечном счёте весь народ и всё человечество.
П. критиковал современную ему проф. подготовку молодёжи, сводившуюся к овладению ею «односторонними рутинными умениями». Он выдвинул требование особого «элементарного образования для индустрии», чтобы помочь молодёжи овладеть осн. приёмами и общей культурой труда. Для этого рекомендовалась «специальная гимнастика, готовящая к индустрии». «Образование для индустрии» рассматривалось им как «средство гуманизации промышленности». В произведениях П. содержится ряд не утративших своего значения высказываний об овладении молодёжью «внутренней сущностью промышленного производства» и теми «внешними приёмами, которые необходимы для успешного участия в ней».
Идеи П. оказали громадное влияние на последующее развитие педагогики. Возник новый тип школьной системы – независимой от Церкви нар. школы. В Германии (в первую очередь в Пруссии) появилось множество кружков последователей П., стимулировавших практич. реализацию его идей. В 1792 Законодат. собранием Франц. республики П. было присвоено звание «гражданин Франц. республики».