ФИЛАНТРОПИ́ЗМ
-
Рубрика: Образование
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ФИЛАНТРОПИ́ЗМ, филантропинизм (от греч. φιλάνϑρωπος – друг человека), педагогич. течение в Германии, возникшее в кон. 18 в. под значит. влиянием идей франц. Просвещения и в первую очередь Ж. Ж. Руссо. Его представители – И. Б. Базедов, И. К. Гутс-Мутс, Х. Г. Зальцман и др. – ставили своей задачей коренное изменение существовавшей системы воспитания и обучения, гл. недостатком которой считали господство зубрёжки и вербализма. Филантрописты стремились связать обучение с природой и жизнью, сделать его для детей радостным. Для реализации этих идей были созданы филантропины – своеобразные школы-интернаты; первый был открыт в 1774 Базедовым в Дессау и предназначался в осн. для детей состоят. родителей, т. к. за содержание и обучение взималась высокая плата. Принимались и дети бедных родителей за счёт благотворит. пожертвований. Курс обучения предусматривал возможность дальнейшего образования пансионеров в ун-те. В филантропинах были впервые разработаны школьные системы занятий гимнастикой, ручным трудом, чтения детской лит-ры. Филантрописты содействовали улучшению преподавания педагогич. дисциплин в учебных заведениях, первая кафедра педагогики создана Э. Х. Траппом в Галльском ун-те (нач. 1780-х гг.). Педагогич. идеи и опыт филантропистов использовали в кон. 19 в. сторонники нового воспитания.
В России реализация идей Ф. началась в 1768. Педагогич. система И. Б. Базедова привлекла внимание имп. Екатерины II. На осуществление его проектов были пожертвованы значит. средства. Однако к кон. 1770-х – нач. 1780-х гг. стало ясно, что филантропин не может служить образцом для организации школьного образования в России, но интерес к методам преподавания отд. предметов Екатерина II сохранила и в 1784 пригласила в С.-Петербург сподвижника Базедова, создателя оригинальной методики преподавания иностр. языков Х. Г. Вольке. В 1780-х гг. методика Базедова применялась в Гл. нем. училище Св. Петра (Петершуле) в С.-Петербурге. В России были восприняты лишь отд. методич. стороны этого педагогич. течения. Теоретич. работы представителей Ф. в России не издавались. Сочинения филантропистов, опубликованные на рус. яз. в кон. 18 – 1-й пол. 19 вв., относятся исключительно к детской и учебной литературе.