Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КЕЙ ЭЛЛЕН КАРОЛИНА СОФЬЯ

  • рубрика

    Рубрика: Образование

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 13. Москва, 2009, стр. 507

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




КЕЙ (Key) Эл­лен Ка­ро­ли­на Со­фья (11.12.1849, Сун­дс­хольм – 25.4.1926, Странд), швед. об­ществ. дея­тель­ни­ца, пе­да­гог, пуб­ли­цист, сто­рон­ни­ца идей сво­бод­но­го вос­пи­та­ния. Вы­сту­па­ла в пе­ча­ти (с 1870) по во­про­сам ис­то­рии, лит-ры, эман­си­па­ции жен­щин, ох­ра­ны ма­те­рин­ст­ва и дет­ст­ва, мо­ра­ли и вос­пи­та­ния. Пре­по­да­ва­ла (1880–99), бы­ла од­ним из ос­но­ва­те­лей и ак­тив­ных дея­те­лей Швед. ра­бо­че­го ин-та в Сток­голь­ме, где c 1883 чи­та­ла лек­ции по швед. лит-ре и ис­то­рии куль­ту­ры; с 1903 вы­сту­па­ла с лек­ция­ми в Гер­ма­нии, Фран­ции, Ита­лии и др. стра­нах. Счи­тая, что «ре­ше­ние жен­ско­го во­про­са в це­лом бу­дет да­но то­гда, ко­гда из­ме­нит­ся об­ще­ст­вен­ный строй», К. при­зы­ва­ла об­ще­ст­вен­ность к борь­бе за при­зна­ние со­ци­аль­ной важ­но­сти ма­те­рин­ских функ­ций, за гос. по­мощь мно­го­дет­ным семь­ям, пол­ный от­каз от экс­плуа­та­ции дет­ско­го тру­да. Од­ной из наи­бо­лее ак­ту­аль­ных об­ществ. за­дач счи­та­ла фор­ми­ро­ва­ние но­во­го по­ко­ле­ния об­ра­зо­ван­ных ма­те­рей, спо­соб­ных из­ба­вить де­тей от обез­ли­чи­ва­ю­ще­го воз­дей­ст­вия об­ществ. вос­пи­та­ния. При­зна­вая до­школь­ные уч­ре­ж­де­ния как вы­ну­ж­ден­ную не­об­хо­ди­мость, от­стаи­ва­ла иде­ал до­маш­не­го вос­пи­та­ния. К. кри­ти­ко­ва­ла со­вре­мен­ную ей школь­ную сис­те­му за вы­со­ко­мер­ное от­но­ше­ние к де­тям, пре­неб­ре­же­ние фи­зио­ло­гич. и пси­хо­ло­гич. осо­бен­но­стя­ми дет­ско­го воз­рас­та. Цель школь­но­го об­ра­зо­ва­ния ви­де­ла не в пе­ре­да­че сум­мы зна­ний, но в об­щем раз­ви­тии ре­бён­ка. В кн. «Barnets år­hun­d­rade» (Bd 1–2, 1900, в рус. пер. – «Век ре­бён­ка», 1905), за­ло­жив­шей сис­те­ма­тич. ос­но­вы но­вой пе­да­го­ги­ки («шко­лы бу­ду­ще­го») и ока­зав­шей влия­ние на раз­ви­тие тео­рии но­во­го вос­пи­та­ния, она впер­вые ста­ви­ла лич­ность ре­бён­ка в центр пе­да­го­гич. про­цес­са.

Соч.: Tankebilder. Stockh., 1898. Bd 1–2; Жен­щи­на. Жиз­нен­ные по­треб­но­сти. Ин­ди­ви­ду­аль­ность. Эво­лю­ция ду­ши. Очер­ки. М., 1907; На по­ро­ге жиз­ни. М., 1914; Мать и ди­тя. 2-е изд. СПб., 1915; Skönhet för alla. 5. uppl. Stockh., 1996.

Лит.: Nyström-Hamilton L. E. Key. En livs­bild. Stockh., 1917; E. Key. Hennes liv och verk. Stockh., 1930; Forsström A. Om E. Key. Lund, 1949; Lengborn T. E. Key och skönheten. Stockh., 2002.

М. В. Кла­рин.

Вернуться к началу