Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НИЛ

  • рубрика

    Рубрика: Образование

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 23. Москва, 2013, стр. 37

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




НИЛ, Нилл, Нейлл (Neill) Алек­сандр Са­тер­ленд (17.10.1883, Фор­фар, Шот­лан­дия – 23.9.1973, Лей­стон, Анг­лия), шотл. пе­да­гог, сто­рон­ник сво­бод­но­го вос­пи­та­ния. Окон­чил Эдин­бург­ский ун-т (1912). В 1921 под влия­ни­ем амер. пе­да­го­га Г. Лей­на ор­га­ни­зо­вал ча­ст­ную шко­лу в Дрез­де­не. В 1924 в граф­ст­ве Дор­сет в Анг­лии от­крыл шко­лу со­вме­ст­но­го обу­че­ния для т. н. про­блем­ных де­тей, в 1927 шко­ла пе­ре­ве­де­на в граф­ст­во Суф­фолк и по­лу­чи­ла назв. Сам­мер­хилл. Взгля­ды H. на вос­пи­та­ние ре­бён­ка во мно­гом сфор­ми­ро­ва­лись под воз­дей­ст­ви­ем пси­хо­ло­гич. кон­цеп­ций В. Рай­ха, Б. Рас­се­ла и З. Фрей­да. Ос­но­ву его пе­да­го­гич. тео­рии со­став­ля­ла идея об эмо­цио­наль­ном раз­ви­тии уча­щих­ся, ко­то­рое не­из­беж­но при­ве­дёт к раз­ви­тию ин­тел­лек­ту­аль­но­му. За­пол­нять ум уче­ни­ка зна­ния­ми – за­да­ча вто­ро­сте­пен­ная, глав­ное в обу­че­нии – нау­чить его ду­мать. В фор­ми­ро­ва­нии са­мо­сто­ят. мыш­ле­ния H. ус­мат­ри­вал га­ран­тию со­хра­не­ния той сво­бо­ды мыс­ли, ко­то­рая ле­жит в ос­но­ве вся­кой иной сво­бо­ды. Сво­бо­да са­мо­вы­ра­же­ния, в ко­то­рой H. ус­мат­ри­вал уни­вер­саль­ное сред­ст­во фор­ми­ро­ва­ния лич­но­сти, – стер­жень его пе­да­го­гич. тео­рии. В Сам­мер­хил­ле боль­шую роль иг­ра­ло дет­ское са­мо­управ­ле­ние. Шко­ла Н. поль­зо­ва­лась ши­ро­кой из­вест­но­стью в 1920-х гг.; в 1960-х гг. она вновь ока­за­лась в цен­тре вни­ма­ния пе­да­го­гич. об­ще­ст­вен­но­сти в свя­зи с пуб­ли­ка­ци­ей кн. Н. «Сам­мер­хилл: ра­ди­каль­ный под­ход к вос­пи­та­нию де­тей» («Summerhill: a radical approach to child-rearing», 1960). Наи­боль­шее влия­ние кон­цеп­ция Н. ока­за­ла на амер. пе­да­го­ги­ку и школь­ную прак­ти­ку. В Анг­лии его воз­дей­ст­вие вы­ра­зи­лось в об­щей гу­ма­ни­за­ции вос­пи­та­ния в гос. шко­лах, осо­бен­но в на­чаль­ных, и в раз­ви­тии школь­но­го са­мо­управ­ле­ния.

Соч.: A doinie’s five, or free school. [L., 1924]; The free child. L., 1953; Talking of Summerhill. L., 1967; Сам­мер­хилл – вос­пи­та­ние сво­бо­дой. М., 2000.

Лит.: Hemmings R. Fifty years of freedom: a study of the development of the ideas of A. S. Neill. L., 1972; Summerhill: for and against. Syd­ney, 1973; Сroall J. Neill of Summerhill: the per­manent rebel. L., 1983; Saffange J. Libres regards sur Summerhill: l’œuvre péda­go­gique de A. S. Neill. Berne, 1985; Summer­hill school: a new view of childhood / Ed. A. Lamb. N. Y., 1996.

Вернуться к началу