НИЛ
-
Рубрика: Образование
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НИЛ, Нилл, Нейлл (Neill) Александр Сатерленд (17.10.1883, Форфар, Шотландия – 23.9.1973, Лейстон, Англия), шотл. педагог, сторонник свободного воспитания. Окончил Эдинбургский ун-т (1912). В 1921 под влиянием амер. педагога Г. Лейна организовал частную школу в Дрездене. В 1924 в графстве Дорсет в Англии открыл школу совместного обучения для т. н. проблемных детей, в 1927 школа переведена в графство Суффолк и получила назв. Саммерхилл. Взгляды H. на воспитание ребёнка во многом сформировались под воздействием психологич. концепций В. Райха, Б. Рассела и З. Фрейда. Основу его педагогич. теории составляла идея об эмоциональном развитии учащихся, которое неизбежно приведёт к развитию интеллектуальному. Заполнять ум ученика знаниями – задача второстепенная, главное в обучении – научить его думать. В формировании самостоят. мышления H. усматривал гарантию сохранения той свободы мысли, которая лежит в основе всякой иной свободы. Свобода самовыражения, в которой H. усматривал универсальное средство формирования личности, – стержень его педагогич. теории. В Саммерхилле большую роль играло детское самоуправление. Школа Н. пользовалась широкой известностью в 1920-х гг.; в 1960-х гг. она вновь оказалась в центре внимания педагогич. общественности в связи с публикацией кн. Н. «Саммерхилл: радикальный подход к воспитанию детей» («Summerhill: a radical approach to child-rearing», 1960). Наибольшее влияние концепция Н. оказала на амер. педагогику и школьную практику. В Англии его воздействие выразилось в общей гуманизации воспитания в гос. школах, особенно в начальных, и в развитии школьного самоуправления.