Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГУМАНИСТИ́ЧЕСКАЯ ПЕДАГО́ГИКА

Авторы: М. В. Кларин

ГУМАНИСТИ́ЧЕСКАЯ ПЕДАГО́ГИКА, на­прав­ле­ние в тео­рии и прак­ти­ке вос­пи­тания, воз­ник­шее в кон. 1950-х – нач. 1960-х гг. в США как пе­да­го­гич. во­пло­ще­ние идей гу­ма­ни­сти­че­ской пси­хо­ло­гии. Фи­лос.-идео­ло­гич. ори­ен­та­ция Г. п. близ­ка иде­ям пе­до­цен­триз­ма, но­во­го вос­пи­та­ния и «про­грес­си­виз­ма» (см. Праг­ма­ти­ст­ская пе­да­го­ги­ка). В цен­тре вни­ма­ния Г. п. – уни­каль­ная це­ло­ст­ная лич­ность, стре­мя­щая­ся к са­мо­ак­туа­ли­за­ции, от­кры­тая для вос­при­ятия но­во­го опы­та, по­ис­ка но­вых зна­ний. В от­ли­чие от тра­диц. пе­да­го­ги­ки, це­лью ко­то­рой яв­ля­ет­ся фор­ма­ли­зов. пе­ре­да­ча вос­пи­тан­ни­ку зна­ний и со­ци­аль­ных норм, не яв­ляю­щих­ся пред­ме­том их соб­ств. осоз­нан­но­го вы­бо­ра, Г. п. на­прав­ле­на на рас­кры­тие лич­но­ст­но­го по­тен­циа­ла, соз­да­ние ус­ло­вий для осоз­на­ния уча­щи­ми­ся сво­их по­треб­но­стей и ин­те­ре­сов. Г. п. от­вер­га­ет ха­рак­тер­ную для тра­диц. об­ра­зо­ва­ния ори­ен­та­цию на вы­пол­не­ние со­ци­аль­но­го за­ка­за, ко­то­рая вы­ра­жа­ет­ся в тен­ден­ци­оз­ном от­бо­ре со­дер­жа­ния об­ра­зо­ва­ния и фор­ми­руе­мых ус­та­но­вок. Г. п. пред­по­ла­га­ет при­вле­че­ние лю­бых форм учеб­ной ра­бо­ты – от спон­тан­ных и гиб­ких (напр., от­кры­тое обу­че­ние) до жё­ст­ко ор­га­ни­зо­ван­ных (напр., про­грам­ми­ро­ван­ное обу­че­ние). Ор­га­ни­за­ци­он­но-ме­то­дич. ре­ко­мен­да­ции Г. п. раз­ра­ба­ты­ва­ют­ся, в ча­ст­но­сти, в кон­цеп­ции «слит­но­го обу­че­ния» в на­чаль­ной шко­ле (Дж. Бра­ун, США, и др.), цель ко­торо­го – слия­ние эмо­цио­наль­ных и по­зна­ват. ас­пек­тов обу­че­ния, а так­же в кон­цеп­ции «не­ди­рек­тив­но­го обу­че­ния» (К. Род­жерс), ста­вя­ще­го сво­ей за­да­чей по­мочь уча­щим­ся в осоз­на­нии сво­его мес­та в ми­ре. Идеи Г. п. по­лу­чи­ли ме­ж­ду­нар. из­вест­ность; они ока­зы­ва­ют влия­ние на от­бор со­дер­жа­ния об­ра­зо­ва­ния и по­строе­ние учеб­ных кур­сов в на­чаль­ной, сред­ней и выс­шей шко­ле мн. стран (гл. обр. США), на­хо­дят от­ра­же­ние в не­ко­то­рых ме­ж­ду­нар. пе­да­го­гич. про­грам­мах (напр., «Вос­пи­та­ние в ду­хе ми­ра»). С сер. 1960-х гг. в США дей­ст­ву­ет Нац. кон­сор­ци­ум по гу­ма­ни­за­ции вос­пи­та­ния – ор­га­ни­за­ция, объе­ди­няю­щая пе­да­го­гов – сто­рон­ни­ков гу­ма­ни­стич. пе­да­го­ги­ки.

Лит.: Patterson C. H. Humanistic education. Englewood Cliffs, 1973; Articles on humanistic education / Ed. T. Greening. S. F., 1986; Ro­gers C. R. Free­dom to learn for the 80’s. 3rd ed. N. Y.; Toron­to, 1994; Human relations deve­lopment: a ma­nual for educators. 6th ed. Bos­ton, 2005.

Вернуться к началу