ГУМАНИСТИ́ЧЕСКАЯ ПЕДАГО́ГИКА
-
Рубрика: Образование
-
Родственные статьи:
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГУМАНИСТИ́ЧЕСКАЯ ПЕДАГО́ГИКА, направление в теории и практике воспитания, возникшее в кон. 1950-х – нач. 1960-х гг. в США как педагогич. воплощение идей гуманистической психологии. Филос.-идеологич. ориентация Г. п. близка идеям педоцентризма, нового воспитания и «прогрессивизма» (см. Прагматистская педагогика). В центре внимания Г. п. – уникальная целостная личность, стремящаяся к самоактуализации, открытая для восприятия нового опыта, поиска новых знаний. В отличие от традиц. педагогики, целью которой является формализов. передача воспитаннику знаний и социальных норм, не являющихся предметом их собств. осознанного выбора, Г. п. направлена на раскрытие личностного потенциала, создание условий для осознания учащимися своих потребностей и интересов. Г. п. отвергает характерную для традиц. образования ориентацию на выполнение социального заказа, которая выражается в тенденциозном отборе содержания образования и формируемых установок. Г. п. предполагает привлечение любых форм учебной работы – от спонтанных и гибких (напр., открытое обучение) до жёстко организованных (напр., программированное обучение). Организационно-методич. рекомендации Г. п. разрабатываются, в частности, в концепции «слитного обучения» в начальной школе (Дж. Браун, США, и др.), цель которого – слияние эмоциональных и познават. аспектов обучения, а также в концепции «недирективного обучения» (К. Роджерс), ставящего своей задачей помочь учащимся в осознании своего места в мире. Идеи Г. п. получили междунар. известность; они оказывают влияние на отбор содержания образования и построение учебных курсов в начальной, средней и высшей школе мн. стран (гл. обр. США), находят отражение в некоторых междунар. педагогич. программах (напр., «Воспитание в духе мира»). С сер. 1960-х гг. в США действует Нац. консорциум по гуманизации воспитания – организация, объединяющая педагогов – сторонников гуманистич. педагогики.