Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ОТКРЫ́ТОЕ ОБУЧЕ́НИЕ

  • рубрика

    Рубрика: Образование

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 24. Москва, 2014, стр. 657

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: M. В. Кларин

ОТКРЫ́ТОЕ ОБУЧЕ́НИЕ, спо­соб ор­га­ни­за­ции учеб­ной ра­бо­ты в шко­лах (пре­им. на­чаль­ных), для ко­то­ро­го ха­рак­тер­ны от­каз от класс­но-уроч­ной сис­те­мы и от оцен­ки ус­пе­вае­мо­сти на ос­но­ве за­дан­ных норм, гиб­кая «от­кры­тая» ор­га­ни­за­ция учеб­но­го про­стран­ст­ва, под­виж­ный со­став учеб­ных групп, а так­же сво­бод­ный вы­бор ре­бён­ком ви­дов и спо­со­бов учеб­ной ра­бо­ты. За­ня­тия про­во­дят­ся од­но­вре­мен­но не­сколь­ки­ми учи­те­ля­ми со зна­чит. чис­лом уча­щих­ся (св. 100) в боль­шом по­ме­ще­нии, ко­то­рое раз­де­ле­но под­виж­ны­ми пе­ре­го­род­ка­ми или школь­ной ме­бе­лью на со­еди­няю­щие­ся учеб­ные зо­ны («от­кры­тый» класс). Уче­ни­ки ра­бо­та­ют не­боль­ши­ми груп­па­ми или ин­ди­ви­ду­аль­но, воз­мож­на «вер­ти­каль­ная» груп­пи­ров­ка уча­щих­ся раз­но­го воз­рас­та. Взаи­мо­дей­ст­вие с учи­те­лем под­чи­ня­ет­ся за­да­чам мо­ти­ва­ции и ори­ен­та­ции уча­щих­ся в са­мо­сто­ят. ра­бо­те с учеб­ны­ми ма­те­риа­ла­ми.

В тео­ре­тич. и ор­га­ни­зац.-ме­то­дич. пла­не О. о. вос­хо­дит к пе­до­цен­три­ст­ским ус­та­нов­кам праг­ма­ти­ст­ской пе­да­го­ги­ки и но­во­го вос­пи­та­ния и свя­за­но с про­водив­ши­ми­ся в их рам­ках ди­дак­тич. по­ис­ка­ми в на­прав­ле­нии ин­ди­ви­дуа­ли­за­ции обу­че­ния. Ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние О. о. по­лу­чи­ло в нач. 1960-х гг. в Ве­ли­ко­бри­та­нии, в 1970-х гг. и в др. стра­нах, пре­ж­де все­го в США, Ка­на­де, Ав­ст­ра­лии, Но­вой Зе­лан­дии. Прак­ти­ка О. о. в 1960–70-х гг. за­кре­п­ля­ет­ся в со­от­вет­ст­вую­щей ар­хи­тек­ту­ре «от­кры­тых» зда­ний на­чаль­ных школ. О. о. свя­зы­ва­ют с по­ло­жи­тель­ны­ми сдви­га­ми в от­но­ше­нии уче­ни­ков к шко­ле, ука­зы­вая на доб­ро­же­ла­тель­ную, эмо­цио­наль­но на­сы­щен­ную пси­хо­ло­гич. ат­мо­сфе­ру взаи­мо­от­но­ше­ний учи­те­лей и уча­щих­ся (у час­ти де­тей в свя­зи с от­сут­ст­ви­ем по­сто­ян­но­го ру­ко­во­дства со сто­ро­ны учи­те­ля на­блю­да­ет­ся со­стоя­ние тре­вож­но­сти). В отд. слу­ча­ях О. о. мо­жет по­ло­жи­тель­но вли­ять на ре­зуль­та­ты учеб­но-вос­пи­тат. про­цес­са, од­на­ко в це­лом на­блю­да­ет­ся тен­ден­ция к сни­же­нию ус­пе­вае­мо­сти, осо­бен­но сре­ди уча­щих­ся из се­мей с низ­ки­ми до­хо­да­ми. Про­тив О. о. вы­сту­па­ют и не­ко­то­рые ро­ди­те­ли и учи­те­ля – сто­рон­ни­ки ло­зун­га «На­зад к ос­но­вам!», тре­бую­щие воз­вра­та к тра­диц. фор­мам и ме­то­дам обу­че­ния в на­чаль­ной шко­ле.

Лит.: Ваrth RS. Open education and the Ame­rican school. N. Y., [1972]; Вос­кре­сен­ская HM. По­пыт­ка реа­ли­за­ции кон­цеп­ции «от­кры­то­го обу­че­ния» в шко­лах Анг­лии и США // Со­вет­ская пе­да­го­ги­ка. 1975. № 2; Studies in open education. N. Y., [1975]; Дмит­ри­ев Г. Д. Кон­цеп­ция «от­кры­то­го обу­че­ния» в бур­жу­аз­ной пе­да­го­ги­ке США // Кри­ти­ка со­вре­мен­ных бур­жу­аз­ных кон­цеп­ций обу­чения и вос­пи­та­ния. М., 1977; Open plan schools: teaching, curriculum, design. Windsor, 1980; Harrison J., Glaubman R. Open educa­tion in three societies // Comparative Education Review. 1982. Vol. 26. № 3; Че­ки­на ЛМ. Фиа­ско «от­кры­то­го обу­че­ния» в шко­лах США // Со­вет­ская пе­да­го­ги­ка. 1985. № 6.

Вернуться к началу