ПРАГМАТИ́СТСКАЯ ПЕДАГО́ГИКА
-
Рубрика: Образование
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПРАГМАТИ́СТСКАЯ ПЕДАГО́ГИКА (прогрессивное воспитание), педагогич. течение, возникшее в США в кон. 19 – нач. 20 вв. Наиболее общие методологич. посылки П. п. содержались в сочинениях основателей философии прагматизма Ч. Пирса и У. Джеймса. Окончательное её оформление связано с именами Дж. Дьюи и его последователей. П. п. представляла собой программу радикальной реформы традиц. школы на основе сближения школы с жизнью, использования в процессе обучения естеств. активности, интересов и потребностей ребёнка. Воспитание должно поощрять спонтанное развитие личности, а школа в качестве «общества в миниатюре», воспроизводя те или иные политич., экономич. и технологич. процессы, должна облегчать социализацию детей и молодёжи. Сущность воспитания, т. о., состоит в постоянном преобразовании, «реконструкции» расширяющегося личного опыта ребёнка. Гл. цель воспитания – способствовать «самореализации» личности в русле удовлетворения её прагматич. интересов.
Важнейший путь реализации своих установок в области содержания школьного образования П. п. в 1920–30-х гг. усматривала во внедрении метода проектов, разработанного У. Х. Килпатриком.
Сторонники прагматистских концепций 1960–80-х гг. рассматривают понятие деятельности ученика в широком смысле: как любой вид созидат. работы, если ученик выступает её активным участником.
Амер. педагоги-неопрагматисты (Т. Брамельд, Дж. Манн, Б. Собел, А. Комбе и др.), исследуя вопрос о содержании обучения в общеобразоват. школе, на первое место ставят критерий соответствия содержания образования интересам и непосредств. потребностям ребёнка. Неопрагматисты универсальное значение придают идее комплексности в содержании образования, противопоставляя её предметному принципу. На практике это привело к созданию разл. вариантов интегрированных курсов, концентрирующих сведения из разл. учебных предметов на фрагментарной основе вокруг к.-л. стержневой темы, которая определяется школой исходя из интересов детей и специфики местных условий.
В П. п. США сосуществуют и взаимно дополняют друг друга два течения – собственно педоцентристское (узкометодическое) и реформистское (социал-реконструктивистское). Представители последнего считают, что совершенствование школы способно изменить общество.
В нач. 1980-х гг. в США и в ряде др. стран педоцентристские установки стали возрождаться в рамках открытого обучения и гуманистической педагогики.
Большую роль в популяризации П. п. сыграла «Ассоциация прогрессивного воспитания» (1919–57). Против идей П. п. выступили в 1930-х гг. У. Бэгли и его последователи, считавшие, что учащиеся должны в первую очередь прочно овладеть основами науч. знаний. Однако эти протесты против П. п. не были поддержаны как не отвечающие духу времени.
Влияние П. п. по-прежнему значительно в гуманистич. педагогике, а также в концепциях неопрагматистского толка («воспитание для выживания», «общинное воспитание» и др.).