Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПРАГМАТИ́СТСКАЯ ПЕДАГО́ГИКА

  • рубрика

    Рубрика: Образование

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 27. Москва, 2015, стр. 371-372

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. Я. Пилиповский

ПРАГМАТИ́СТСКАЯ ПЕДАГО́ГИКА (про­грес­сив­ное вос­пи­та­ние), пе­да­го­гич. те­че­ние, воз­ник­шее в США в кон. 19 – нач. 20 вв. Наи­бо­лее об­щие ме­то­до­ло­гич. по­сыл­ки П. п. со­дер­жа­лись в со­чи­не­ни­ях ос­но­ва­те­лей фи­ло­со­фии праг­ма­тиз­ма Ч. Пир­са и У. Джейм­са. Окон­ча­тель­ное её оформ­ле­ние свя­за­но с име­на­ми Дж. Дьюи и его по­сле­до­ва­те­лей. П. п. пред­став­ля­ла со­бой про­грам­му ра­ди­каль­ной ре­фор­мы тра­диц. шко­лы на ос­но­ве сбли­же­ния шко­лы с жиз­нью, ис­поль­зо­ва­ния в про­цес­се обу­че­ния ес­теств. ак­тив­но­сти, ин­те­ре­сов и по­треб­но­стей ре­бён­ка. Вос­пи­та­ние долж­но по­ощ­рять спон­тан­ное раз­ви­тие лич­но­сти, а шко­ла в ка­че­ст­ве «об­ще­ст­ва в ми­ниа­тю­ре», вос­про­из­во­дя те или иные по­ли­тич., эко­но­мич. и тех­но­ло­гич. про­цес­сы, долж­на об­лег­чать со­циа­ли­за­цию де­тей и мо­ло­дё­жи. Сущ­ность вос­пи­та­ния, т. о., со­сто­ит в по­сто­ян­ном пре­об­ра­зо­ва­нии, «ре­кон­ст­рук­ции» рас­ши­ряю­ще­го­ся лич­но­го опы­та ре­бён­ка. Гл. цель вос­пи­та­ния – спо­соб­ст­во­вать «са­мо­реа­ли­за­ции» лич­но­сти в рус­ле удов­ле­тво­ре­ния её праг­ма­тич. ин­те­ре­сов.

Важ­ней­ший путь реа­ли­за­ции сво­их ус­та­но­вок в об­лас­ти со­дер­жа­ния школь­но­го об­ра­зо­ва­ния П. п. в 1920–30-х гг. ус­мат­ри­ва­ла во вне­дре­нии ме­то­да про­ек­тов, раз­ра­бо­тан­но­го У. Х. Кил­пат­ри­ком.

Сто­рон­ни­ки праг­ма­ти­ст­ских кон­цеп­ций 1960–80-х гг. рас­смат­ри­ва­ют по­ня­тие дея­тель­но­сти уче­ни­ка в ши­ро­ком смыс­ле: как лю­бой вид со­зи­дат. ра­бо­ты, ес­ли уче­ник вы­сту­па­ет её ак­тив­ным уча­ст­ни­ком.

Амер. пе­да­го­ги-не­оп­раг­ма­ти­сты (Т. Бра­мельд, Дж. Манн, Б. Со­бел, А. Ком­бе и др.), ис­сле­дуя во­прос о со­дер­жа­нии обу­че­ния в об­ще­об­ра­зо­ват. шко­ле, на пер­вое ме­сто ста­вят кри­те­рий со­от­вет­ст­вия со­дер­жа­ния об­ра­зо­ва­ния ин­те­ре­сам и не­по­средств. по­треб­но­стям ре­бён­ка. Не­оп­раг­ма­ти­сты уни­вер­саль­ное зна­че­ние при­да­ют идее ком­плекс­но­сти в со­дер­жа­нии об­ра­зо­ва­ния, про­ти­во­пос­тав­ляя её пред­мет­но­му прин­ци­пу. На прак­ти­ке это при­ве­ло к соз­да­нию разл. ва­ри­ан­тов ин­тег­ри­ро­ван­ных кур­сов, кон­цен­три­рую­щих све­де­ния из разл. учеб­ных пред­ме­тов на фраг­мен­тар­ной ос­но­ве во­круг к.-л. стерж­не­вой те­мы, ко­то­рая оп­ре­де­ля­ет­ся шко­лой ис­хо­дя из ин­те­ре­сов де­тей и спе­ци­фи­ки ме­ст­ных ус­ло­вий.

В П. п. США со­су­ще­ст­ву­ют и вза­им­но до­пол­ня­ют друг дру­га два те­че­ния – соб­ст­вен­но пе­до­цен­три­ст­ское (уз­ко­ме­то­ди­че­ское) и ре­фор­ми­ст­ское (со­ци­ал-ре­кон­ст­рук­ти­ви­ст­ское). Пред­ста­ви­те­ли по­след­не­го счи­та­ют, что со­вер­шен­ст­во­ва­ние шко­лы спо­соб­но из­ме­нить об­ще­ст­во.

В нач. 1980-х гг. в США и в ря­де др. стран пе­до­цен­три­ст­ские ус­та­нов­ки ста­ли воз­ро­ж­дать­ся в рам­ках от­кры­то­го обу­че­ния и гу­ма­ни­сти­че­ской пе­да­го­ги­ки.

Боль­шую роль в по­пу­ля­ри­за­ции П. п. сыг­ра­ла «Ас­со­циа­ция про­грес­сив­но­го вос­пи­та­ния» (1919–57). Про­тив идей П. п. вы­сту­пи­ли в 1930-х гг. У. Бэг­ли и его по­сле­до­ва­те­ли, счи­тав­шие, что уча­щие­ся долж­ны в пер­вую оче­редь проч­но ов­ла­деть ос­но­ва­ми на­уч. зна­ний. Од­на­ко эти про­тес­ты про­тив П. п. не бы­ли под­дер­жа­ны как не от­ве­чаю­щие ду­ху вре­ме­ни.

Влия­ние П. п. по-преж­не­му зна­чи­тель­но в гу­ма­ни­стич. пе­да­го­ги­ке, а так­же в кон­цеп­ци­ях не­оп­раг­ма­ти­ст­ско­го тол­ка («вос­пи­та­ние для вы­жи­ва­ния», «об­щин­ное вос­пи­та­ние» и др.).

Лит.: Кил­пат­рик У. Ос­но­вы ме­то­да. M.; Л., 1928; Deweу J. Му pedagogic creed. Wash., 1929; idem. Experience and education. N. Y., 1959; idem. Democracy and education. N. Y., 1963; Counts G. S. Secondary education and industrialism. Camb., 1929; idem. The senior high school curriculum. Chi., 1930; Bodе В. Modern educational theories. N. Y., [1930]; Ка­унтс Дж. Тео­рия вос­пи­та­ния в Аме­ри­ке. M.; Л., 1931; The educational frontier / Ed. W. Kil­patrick. N. Y.; L., 1933; James W. Prag­ma­tism’s conception of truth. N. Y., 1948; Сhilds J. Ame­rican pragmatism and education. N. Y., 1956; Baker M. Foundations of J. Dewey’s educatio­nal theory. N. Y., 1966; Гон­ча­ров Л. Н. Шко­ла и пе­да­го­ги­ка США до вто­рой ми­ро­вой вой­ны. M., 1972; Маль­ко­ва З. А., Вульф­сон Б. Л. Со­вре­мен­ная шко­ла и пе­да­го­ги­ка в ка­пи­та­ли­сти­че­ских стра­нах. M., 1975; Бур­жу­аз­ная пе­да­го­ги­ка на со­вре­мен­ном эта­пе. M., 1984; Degenhardt H. Reformpädagogik. Eine neue Einsicht der Erziehung und Bildung vor dem Hintergrund heterogener Geistesströmungen im Europa // Pädagogik und Schulalltag. 1994. H. 1.

Вернуться к началу