Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КИЛПА́ТРИК УИЛЬЯМ ХЕРД

  • рубрика

    Рубрика: Образование

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 13. Москва, 2009, стр. 674

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. В. Кларин

КИЛПА́ТРИК (Kilpatrick) Уиль­ям Херд (20.11.1871, Уайт-Плейнс, штат Джорд­жия – 13.2.1965, Нью-Йорк), амер. пе­да­гог, уче­ник и по­сле­до­ва­тель Дж. Дьюи. Об­ра­зо­ва­ние по­лу­чил в Мер­се­ров­ском ун-те (1891, Мей­кон, штат Джорд­жия) и ун-те Джо­на Хоп­кин­са. В 1890-х гг. пре­по­да­вал в шко­лах шта­та Джорд­жия, в Мер­се­ров­ском ун-те (1897–1906, в 1903–1905 его пре­зи­дент). В 1909–38 пре­по­да­ва­тель, проф. пе­да­го­гич. кол­лед­жа Ко­лум­бий­ско­го ун-та (Нью-Йорк). К. – сто­рон­ник праг­ма­тист­ской пе­да­го­ги­ки, рас­смат­ри­вал шко­лу как ин­ст­ру­мент де­мо­кра­тии в сфе­ре об­ра­зо­ва­ния. Раз­ра­бо­тан­ная им пе­да­го­гич. сис­те­ма («экс­пе­ри­мен­та­лизм») опи­ра­ет­ся на фи­ло­со­фию праг­ма­тиз­ма и пси­хо­ло­гию би­хе­вио­риз­ма. К. от­вер­гал тра­диц. шко­лу, ос­но­ван­ную на пе­ре­да­че уча­щим­ся го­то­вых зна­ний вне свя­зи с ре­аль­ны­ми за­про­са­ми и жиз­нен­ны­ми по­треб­но­стя­ми де­тей. От­ри­цал не­об­хо­ди­мость школь­ных про­грамм, класс­но-уроч­ной сис­те­мы обу­че­ния. При­зы­вал к от­ка­зу от раз­де­ле­ния учеб­ной и вне­учеб­ной дея­тель­но­сти, стре­мясь стро­ить пе­да­го­гич. про­цесс как ор­га­ни­за­цию дея­тель­но­сти ре­бён­ка в со­ци­аль­ной сре­де. Ши­ро­кую из­вест­ность в США и др. стра­нах (в СССР – в 1920-х гг.) по­лу­чи­ла ра­бо­та К. «Ме­тод про­ек­тов» (1918, рус. пер. 1925), в ко­то­рой он раз­ви­вал идею обу­че­ния че­рез ор­га­ни­за­цию «це­ле­вых ак­тов». Раз­ли­чал 4 ви­да про­ек­тов: со­зи­да­тель­ный (про­из­во­ди­тель­ный), по­тре­би­тель­ский (его це­лью яв­ля­ет­ся по­треб­ле­ние в ши­ро­ком смыс­ле, вклю­чая раз­вле­че­ние), про­ект ре­ше­ния про­бле­мы (или к.-л. ин­тел­лек­ту­аль­ных за­труд­не­ний, ко­то­рые мо­гут быть со­пут­ст­вую­щи­ми и в со­зи­да­тель­ном про­ек­те, но здесь вы­сту­па­ют как ве­ду­щие), про­ект-уп­раж­не­ние. В по­сле­дую­щих ра­бо­тах – «Ос­но­вы ме­то­да» (1925, рус. пер. 1928), «Вос­пи­та­ние в ус­ло­ви­ях ме­няю­щей­ся ци­ви­ли­за­ции» (1926, рус. пер. 1930) и др. – К. от­стаи­вал те­зис о том, что шко­ла долж­на го­то­вить уча­щих­ся к жиз­ни в ус­ло­ви­ях ди­на­мич­но ме­няю­ще­го­ся об­ще­ст­ва, к столк­но­ве­нию с ещё не­из­вест­ны­ми про­бле­ма­ми бу­ду­ще­го. В этом кон­тек­сте про­ти­во­по­став­лял ори­ен­та­ции шко­лы на тра­диц. учеб­ные пред­ме­ты, не об­ла­даю­щие ин­ст­ру­мен­таль­ной жиз­нен­ной цен­но­стью, за­да­чу воо­ру­же­ния ре­бён­ка ме­то­да­ми ре­ше­ния про­блем, по­ис­ка, ис­сле­до­ва­ния.

Лит.: Childs J. L. American pragmatism and edu­cation. N. Y., 1956; Cremin L. A. The trans­formation of the school. Progressivism in Ame­rican education. 1876–1957. 3rd ed. N. Y., 1968; Beineke J. And there were giants in the land: the life of W. H. Kilpatrick. N. Y., 1998. 

Вернуться к началу