Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВЮЙА́Р ЭДУАР

Авторы: B. В. Стародубова
Э. Вюйар. «Интерьер с сидящей женщиной». Ок. 1904–05. Чикагский художественный институт.

ВЮЙА́Р (Vuillard) Эду­ар (11.11.1868, Кюи­зо, деп-т Со­на и Луа­ра – 21.6.1940, Ла-Боль, деп-т Луа­ра), франц. жи­во­пи­сец, гра­фик, сце­но­граф, де­ко­ра­тор. Чл. Ин-та Фран­ции (1937). Окон­чил ли­цей Кон­дор­се в Па­ри­же, где под­ру­жил­ся с М. Де­ни и К. Рус­се­лем. Учил­ся в Па­ри­же – в мас­тер­ской Д. Май­а­ра (1886), Шко­ле изящ­ных ис­кусств у Ж. Л. Же­ро­ма и в ака­де­мии Р. Жю­лиа­на (1886–1888). Один из ос­но­ва­те­лей груп­пы «На­би»; со­труд­ни­чал в ж. «La Revue blan­che». Оформ­лял сим­во­ли­ст­ские по­ста­нов­ки пьес М. Ме­тер­лин­ка, Г. Иб­се­на, А. Стринд­бер­га в па­риж­ском те­ат­ре «Эвр» (один из ос­но­ва­те­лей, совм. с реж. О. М. Лю­нье-По, 1893). В ран­них на­тюр­мор­тах ощу­ти­мо влия­ние Ж. Б. С. Шар­де­на и «ма­лых гол­ланд­цев»; позд­нее ис­пы­тал воз­дей­ст­вие франц. син­те­тиз­ма (П. Го­ген и др.), А. де Ту­луз-Лот­ре­ка, Э. Де­га, япон. гра­вю­ры. В про­из­ве­де­ни­ях В. – культ пло­ско­ст­но­го цве­то­во­го пят­на, обоб­ще­ние форм, вклю­че­ние фи­гур и пред­ме­тов в ритм ара­бе­ски. Обо­ст­рён­ное вос­при­ятие де­ко­ра­тив­ной сто­ро­ны ок­ру­жаю­ще­го ми­ра ска­за­лось у В. в изо­бра­же­нии ин­терь­е­ров: пер­со­на­жи в его кар­ти­нах не на­ру­ша­ют ти­хо­го бы­тия ве­щей; пред­ме­ты оби­хо­да, мяг­кий свет об­ра­зу­ют осо­бую ду­хов­ную ат­мо­сфе­ру, про­ти­во­стоя­щую хао­су внеш­не­го ми­ра. Па­лит­ра В. бо­га­та и раз­но­об­раз­на, крас­ки в его кар­ти­нах мер­ца­ют, пе­ре­ли­ва­ют­ся, об­ра­зуя при­глу­шён­но зву­ча­щие цве­то­вые гар­мо­нии («Под лам­пой», 1892, Му­зей «Ан­нон­си­ад», Сен-Тро­пе; «В ком­на­те», 1893, Эр­ми­таж, С.-Пе­тер­бург; «Суп­ру­же­ская жизнь», ок. 1900, ча­ст­ное со­б­ра­ние, Па­риж). Ис­пол­нял порт­ре­ты в ин­терь­е­ре (сре­ди них – «Тео­дор Дю­ре в сво­ей сту­дии», 1912, Нац. га­ле­рея иск-ва, Ва­шинг­тон; «Да­мы На­тан­сон за вы­ши­ва­ни­ем на ве­ран­де», 1913, Му­зей Ор­се, Па­риж), пей­за­жи (се­рия «Ули­цы Па­ри­жа», ме­ж­ду 1908 и 1910, Му­зей Гуг­ген­хей­ма, Нью-Йорк, и др.), цвет­ные ли­то­гра­фии. Соз­да­вал де­ко­ра­тив­ные пан­но на те­му «Пуб­лич­ные са­ды» для ча­ст­ных до­мов (1890-е гг.; ны­не – в разл. му­зе­ях) и на те­мы те­ат­ра (для фойе Те­ат­ра Ели­сей­ских По­лей, 1913; для двор­ца Шайо, 1937; оба – в Па­ри­же). В кон. 1930-х гг. вы­пол­нил рос­пи­си во Двор­це На­ций в Же­не­ве.

Лит.: Roger-Marx С. Vuillard, his life and work. N. Y., 1977; Oakley L. E. Vuillard. N. Y., 1981; Thompson B. Vuillard. Oxf., 1988; Vuill­ard. (Cat.). L., 1991; Gloom G. E. Vuil­lard: Peinter-decorator: Patrons and projects, 1892–1912. L., 1993.

Вернуться к началу