ДЕНИ́ МОРИС
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДЕНИ́ (Denis) Морис (25.11.1870, Гранвиль – 13.11.1943, Париж), франц. живописец, график. Учился в Париже – в академии Р. Жюлиана (1887), Школе изящных искусств (1888). Испытал влияние П. Гогена, П. Пюви де Шаванна и П. Серюзье; был одним из создателей объединения «Наби» (ок. 1888). Посетил мн. страны Европы (с 1895), также Сев. Африку, Россию (1909), США и Канаду (1927–28), Палестину (1929). Разделяя представление символизма об иск-ве как выражении высших, рационально непознаваемых истин, часто обращался к религ. тематике, стилизуя формы в духе итал. «примитивов» и Фра Анджелико («Шествие на Голгофу», 1889; «Благовещение», 1913, обе – Музей Орсе, Париж). Обращаясь к пейзажу, обыденным сюжетам, Д. превращал их в некое возвышенное видение, наделяя природу, предметы, фигуры особым символич. смыслом («Апрель», 1892, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло; «Музы», 1893, Музей Орсе). Орнаментальность форм, изысканная условность цветовых решений превращают картины Д. в своего рода декоративные гобелены, что сближает его с иск-вом модерна. Дар декоратора проявился в монументальных работах Д.: панно для частных особняков барона Д. Кошена в Париже (1897), И. А. Морозова в Москве (серия из 11 панно и двух бордюров «История Психеи», 1908–09, ныне Эрмитаж, С.-Петербург), в росписях ряда церквей, Пти-Пале (1910) и Театра Елисейских Полей (1913) в Париже; также в сценографии (оформление оперы «Легенда о святом Христофоре» В. д’Энди, 1920, и др.). В 1919 вместе с Ж. Руо и Ж. Девальером создал «Мастерские религиозного иск-ва». Иллюстрировал произведения П. Верлена, А. Жида, С. Малларме, П. Клоделя и др. Выступал как худож. критик и теоретик. В 1980 в приорате Сен-Жермен-ан-Ле, близ Парижа, организован Музей приората (работы Д. и художников группы «Наби»).