РУО́
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РУО́ (Rouault) Жорж (Жорж Анри) (27.5.1871, Париж – 13.2.1958, там же), франц. живописец, график, сценограф. В 1885–90 обучался в витражной мастерской; учился в Школе изящных искусств в Париже (1890–95) у Э. Делоне и Г. Моро, который оказал на него большое влияние. Образный мир Р. формировался под воздействием религ. исканий, общения с Ж. К. Гюисмансом и Л. Блуа. С 1903–04 обратился к совр. тематике. Один из гл. мастеров фовизма, Р. создавал гротескные образы людей дна, бродяг, артистов цирка и т. п., обнажая социальные пороки большого города («Проститутка», 1906, Музей Пти-Пале, Париж, и др.). Продолжая традиции О. Домье, сатирически остро изображал вершителей правосудия, их моральную ущербность («Трое судей», 1913, Музей совр. иск-ва, Нью-Йорк, и др.). Типы-маски у Р. неизменно олицетворяют некое метафизич. зло, торжествующее в богооставленном мире; разгулу зла противостоят трагич. образы Христа и страдающих людей («Голова Христа», 1905, частное собрание).
В 1917–27 занимался графикой, иллюстрировал книги (в т. ч. «Цветы зла» Ш. Бодлера, 1927); под впечатлением от событий 1-й мировой войны создал графич. сюиту «Miserere» (опубл. в 1927), посвящённую темам смерти и мученического удела человека на земле. С кон. 1910-х гг. религ. тематика в живописи Р. становится преобладающей. Персонажи Священной истории трактуются им в традициях ср.-век. иск-ва (витража, мозаики) – плотные чёрные линии очерчивают контур, внутри которого сияют насыщенные цвета; образы-видения у Р. словно выплывают из некой запредельной глубины, воплощая в себе изначальное противоборство света и тьмы, разрушительного и созидательного начал («Распятие», 1936, частное собрание; «Голова Христа», 1937–38, Музей искусств, Кливленд; «Вероника», 1945, Нац. музей совр. иск-ва, Париж, и др.). Особое место в творчестве зрелого Р. занимает пейзаж – широкие дали с таинственным мерцанием спектральных цветов, выхваченных из мглы лучами заходящего солнца («Христианский ноктюрн», 1952, Нац. музей совр. иск-ва, Париж, и др.). Для труппы Русский балет Дягилева оформил балет «Блудный сын» С. С. Прокофьева (1929, хореограф Дж. Баланчин). Работал также в области монументального и прикладного иск-ва (керамика, витраж, гобелен, эмаль).