Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПЮВИ́ ДЕ ШАВА́НН

П. Пюви де Шаванн. «Девушки у моря». 1879. Музей Орсе (Париж).

ПЮВИ́ ДЕ ШАВА́НН (Puvis de Cha­van­nes) Пьер (Пьер Се­силь) (14.12.1824, Ли­он – 24.10.1898, Па­риж), франц. жи­во­пи­сец. По­лу­чил гу­ма­ни­тар­ное об­ра­зо­ва­ние. По­сле по­езд­ки в Ита­лию (1846–1847, 1848) ув­лёк­ся жи­во­пи­сью. Учил­ся у А. Шеф­фе­ра, Э. Де­лак­руа, Т. Ку­тю­ра, ис­пы­тал влия­ние Т. Шас­се­рио, так­же мас­теров итал. кват­ро­чен­то. Пи­сал ал­ле­го­рич. и ре­лиг. ком­по­зи­ции, порт­ре­ты. С наи­боль­шей пол­но­той да­ро­ва­ние П. де Ш. про­яви­лось в об­лас­ти мо­ну­мен­таль­но-де­ко­ра­тив­ной жи­во­пи­си. В 1854–55 вы­пол­нил рос­пи­си для до­ма сво­его бра­та («Вре­ме­на го­да» и др.). Со­че­таю­щее ху­дож. приё­мы клас­си­циз­ма и ро­ман­тиз­ма твор­че­ст­во П. де Ш. яв­ля­ет­ся од­ним из ва­ри­ан­тов жи­во­пис­но­го сим­во­лиз­ма; ряд черт в его ра­бо­тах пред­вос­хи­ща­ет стиль мо­дерн. В про­из­ве­де­ни­ях П. де Ш., про­ни­зан­ных тор­жеств. ли­ней­ным рит­мом, ус­лов­но трак­то­ван­ные фи­гу­ры объ­е­ди­не­ны в урав­но­ве­шен­ную, ста­тич­ную ком­по­зи­цию с пей­заж­ны­ми фо­на­ми, на­ве­ян­ны­ми идил­лич. пред­став­ле­ния­ми о «зо­ло­том ве­ке» че­ло­ве­че­ст­ва, – пан­но «Вой­на» и «Мир» (1861), «Труд» и «От­дых» (1863), «Славь­ся, Пи­кар­дия-кор­ми­ли­ца» (1864, все – Му­зей Пи­кар­дии, Амь­ен), мо­ну­мен­таль­ные ра­бо­ты для двор­ца Лон­шан в Мар­се­ле (1867–69), Пан­те­о­на («Жизнь св. Же­невь­е­вы», 1874–78, 1893–98), Сор­бон­ны («Нау­ки и ис­кус­ст­ва», 1889–1891) и мэ­рии (Отель-де-Виль; 1891–1892) в Па­ри­же, Пуб­лич­ной б-ки в Бос­то­не (1895–96) и др. Твор­че­ст­во П. де Ш. ока­за­ло за­мет­ное влия­ние на ху­дож­ни­ков нач. 20 в., в т. ч. на Э. Де­га, О. Ре­до­на, мас­те­ров груп­пы «На­би», П. Го­ге­на, А. Ма­тис­са.

Лит.: Ту­генд­хольд Я. А. Пю­вис де Ша­ванн. СПб., 1911; Puvis de Chavannes. (Cat.). P., 1976.

Вернуться к началу