Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КУТЮ́Р ТОМА

Авторы: В. В. Стародубова
Т. Кутюр. «Римляне времён упадка». 1847. Музей Орсе (Париж).

КУТЮ́Р (Couture) То­ма (21.12.1815, Сан­лис, деп-т Уа­за – 3.3 или 29.3.1879, Вилье-ле-Бель, деп-т Се­на и Уа­за), франц. жи­во­пи­сец. Учил­ся у А. Ж. Гро (1830–1835) и у П. Де­ла­ро­ша (1835–39). В 1837 по­лу­чил Рим. пре­мию. Наи­бо­лее из­вест­ное про­из­ве­де­ние К. – ог­ром­ная кар­ти­на «Рим­ля­не вре­мён упад­ка» (1847, Му­зей Ор­се, Па­риж), вы­пол­нен­ная в су­хой ака­де­мич. ма­не­ре. Она на­гляд­но де­мон­ст­ри­ру­ет эво­лю­цию позд­не­го клас­си­циз­ма от эпо­хи Ж. Л. Да­ви­да, ко­гда ге­рои ан­тич­но­сти слу­жи­ли идеа­лом нрав­ст­вен­но­сти и гра­ж­дан­ст­вен­но­сти, к са­лон­но­му ис­кус­ст­ву (К. – один из глав­ных его пред­ста­ви­те­лей), тя­го­тев­ше­му к раз­вле­ка­тель­но­сти и внеш­ней эф­фект­но­сти. Ра­бо­тал так­же над мо­ну­мен­таль­ны­ми рос­пи­ся­ми (ка­пел­ла в ц. Сент-Эс­таш в Па­ри­же), пи­сал порт­ре­ты (А. Брюйа, 1850, Му­зей Фаб­ра, Мон­пе­лье). Наи­более ин­те­рес­ны его не­боль­шие этю­ды («Су­ма­сшед­ший», Му­зей изящ­ных ис­кусств, Ру­ан, и др.). К. имел вы­со­кую ре­пу­та­цию как пе­да­гог – в его па­риж­ском ате­лье учи­лись Э. Ма­не, П. Пю­ви де Ша­ванн, мн. ху­дож­ни­ки из США.

Лит.: Bertauts-Couture G. Тh. Couture. Sa vie, son œuvre, son caractère, ses idées, sa méthode. P., 1932; Th. Couture. (Cat.). Beauvais, 1972; Boime A. Th. Couture and the eclectic vision. New Haven; L., 1980.

Вернуться к началу