Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

А́ННЕНКОВ ЮРИЙ ПАВЛОВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 10

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: О. Л. Лейкинд, Д. С. Северюхин, К. А. Жулькова
Ю. П. Анненков. Портрет Е. Б. Анненковой. 1917. Русский музей (С.-Петербург).

А́ННЕНКОВ Юрий Пав­ло­вич [11(23).7.1889, Пе­тро­пав­ловск-Кам­чат­ский – 12.7.1974, Па­риж], рос. гра­фик, жи­во­пи­сец, сце­но­граф и ли­те­ра­тор. Сын на­ро­до­воль­ца П. С. Ан­нен­ко­ва. Учил­ся в Пе­терб. ун-те (с 1908), од­но­вре­мен­но в сту­ди­ях С. М. Зей­ден­бер­га и Я. Ф. Ци­онг­лин­ско­го, за­тем в Па­ри­же у М. Де­ни и Ф. Вал­ло­то­на (1911–12). Твор­че­ст­ву А., вир­ту­оз­но со­че­таю­ще­му прин­ци­пы ку­биз­ма и фу­ту­риз­ма с точ­ным ри­сун­ком и гро­те­ском, свой­ст­вен­ны ню­ан­си­ро­ван­ность на­строе­ния, ост­рая ха­рак­тер­ность об­ра­зов – в пей­за­жах, де­ко­ра­тив­ных пан­но, осо­бен­но в се­рии порт­ре­тов (А. А. Ах­ма­то­вой, А. А. Бло­ка, Ф. К. Со­ло­гу­ба, М. А. Куз­ми­на, А. Ф. Ке­рен­ско­го и др.; изд. в ви­де аль­бо­мов в 1922 и 1926). Вы­пол­нял ри­сун­ки для пе­терб. жур­на­лов «Но­вый Са­ти­ри­кон», «Те­атр и ис­кус­ст­во» (1913–17), «Крас­ный ми­ли­цио­нер» (1920–21) и др. Ил­лю­ст­риро­вал кни­ги, в т. ч. «Две­на­дцать» А. А. Бло­ка (1918) и «Мой­до­дыр» К. И. Чу­ков­ско­го (1923). На­чи­ная с 1913 офор­мил св. 100 спек­так­лей в те­ат­рах «Кри­вое зер­ка­ло» («Нос» по Н. В. Го­го­лю, 1915, – один из пер­вых опы­тов экс­прес­сио­низ­ма в рос. сце­но­гра­фии), «Воль­ная ко­ме­дия» и др. В по­ста­нов­ках 1920-х гг. (напр., «Бунт ма­шин» А. Н. Тол­сто­го, 1924, БДТ) во­пло­тил свою идею «ди­на­мич. де­ко­ра­ций». Опуб­ли­ко­вал ма­ни­фест аб­ст­ракт­но­го те­ат­ра («Те­атр до кон­ца», 1921). Уча­ст­во­вал в по­ста­нов­ках мас­со­вых празд­неств в Пет­ро­гра­де (1920–21). Пре­по­да­вал в Сво­бод­ных ху­дож. мас­тер­ских в Мо­ск­ве и Пет­ро­гра­де (1918–20).

В 1924 эмиг­ри­ро­вал, с 1925 жил в Па­ри­же. Про­дол­жал се­рию порт­ре­тов, пи­сал пей­за­жи, на­тюр­мор­ты и аб­ст­ракт­ные кар­ти­ны. Им оформ­ле­ны спек­так­ли во Фран­ции (в т. ч. пье­са «Со­бы­тие» В. В. На­бо­ко­ва, 1939, так­же ре­жис­сёр; пер­вые по­ста­нов­ки пьес Э. Ио­не­ско) и Гер­ма­нии; бо­лее 60 филь­мов (пр. «Ос­кар», 1954, за ф. «Ма­дам де …» М. Офюль­са). В «По­вес­ти о пус­тя­ках» (1934) опи­сал со­бы­тия вре­мён гражд. вой­ны в Рос­сии. В кн. «Днев­ник мо­их встреч» (1966) соз­дал га­ле­рею лит. порт­ре­тов со­вре­мен­ни­ков (М. Горь­ко­го, А. Н. Бе­нуа, С. С. Про­кофь­е­ва, А. М. Ре­ми­зо­ва и др.).

Соч.: По­весть о пус­тя­ках. Бер­лин, 1934 (под псевд. Б. Те­ми­ря­зев). СПб., 2001; En ha­bil­lant les vedet­tes. P., 1951; Днев­ник мо­их встреч: Цикл тра­ге­дий. Нью-Йорк, 1966. Т. 1–2. М., 1991.

Лит.: Ба­бен­чи­ков МВ. Ю. П. Ан­нен­ков // Мас­те­ра со­вре­мен­ной гра­вю­ры и гра­фи­ки. М.; Л., 1928; Су­рис Б. Од­но­гла­зый стре­лец: О гра­фи­че­ских порт­ре­тах Ю. Ан­нен­ко­ва // Ис­кус­ст­во Ле­нин­гра­да. 1989. № 6.

Вернуться к началу