А́ННЕНКОВ ЮРИЙ ПАВЛОВИЧ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
А́ННЕНКОВ Юрий Павлович [11(23).7.1889, Петропавловск-Камчатский – 12.7.1974, Париж], рос. график, живописец, сценограф и литератор. Сын народовольца П. С. Анненкова. Учился в Петерб. ун-те (с 1908), одновременно в студиях С. М. Зейденберга и Я. Ф. Ционглинского, затем в Париже у М. Дени и Ф. Валлотона (1911–12). Творчеству А., виртуозно сочетающему принципы кубизма и футуризма с точным рисунком и гротеском, свойственны нюансированность настроения, острая характерность образов – в пейзажах, декоративных панно, особенно в серии портретов (А. А. Ахматовой, А. А. Блока, Ф. К. Сологуба, М. А. Кузмина, А. Ф. Керенского и др.; изд. в виде альбомов в 1922 и 1926). Выполнял рисунки для петерб. журналов «Новый Сатирикон», «Театр и искусство» (1913–17), «Красный милиционер» (1920–21) и др. Иллюстрировал книги, в т. ч. «Двенадцать» А. А. Блока (1918) и «Мойдодыр» К. И. Чуковского (1923). Начиная с 1913 оформил св. 100 спектаклей в театрах «Кривое зеркало» («Нос» по Н. В. Гоголю, 1915, – один из первых опытов экспрессионизма в рос. сценографии), «Вольная комедия» и др. В постановках 1920-х гг. (напр., «Бунт машин» А. Н. Толстого, 1924, БДТ) воплотил свою идею «динамич. декораций». Опубликовал манифест абстрактного театра («Театр до конца», 1921). Участвовал в постановках массовых празднеств в Петрограде (1920–21). Преподавал в Свободных худож. мастерских в Москве и Петрограде (1918–20).
В 1924 эмигрировал, с 1925 жил в Париже. Продолжал серию портретов, писал пейзажи, натюрморты и абстрактные картины. Им оформлены спектакли во Франции (в т. ч. пьеса «Событие» В. В. Набокова, 1939, также режиссёр; первые постановки пьес Э. Ионеско) и Германии; более 60 фильмов (пр. «Оскар», 1954, за ф. «Мадам де …» М. Офюльса). В «Повести о пустяках» (1934) описал события времён гражд. войны в России. В кн. «Дневник моих встреч» (1966) создал галерею лит. портретов современников (М. Горького, А. Н. Бенуа, С. С. Прокофьева, А. М. Ремизова и др.).