Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КИ́РХНЕР ЭРНСТ ЛЮДВИГ

Авторы: М. А. Аникин

КИ́РХНЕР (Kirchner) Эрнст Люд­виг (6.5.1880, Ашаф­фен­бург-на-Май­не – 15.6.1938, Фрау­эн­кирх-Виль­бо­ден, Швей­ца­рия), нем. жи­во­пи­сец и гра­фик. В 1901 по­сту­пил на ар­хит. ф-т Выс­шей ко­ро­лев­ской тех­нич. шко­лы в Дрез­де­не; в 1903–04 учил­ся в Мюн­хе­не в Экс­пе­рим. мас­тер­ской сво­бод­но­го и при­клад­но­го ис­кус­ства у В. фон Деб­ши­ца и Г. Об­рис­та. Воз­вра­тив­шись в Дрез­ден, К. в ию­не 1905 совм. с Э. Хек­ке­лем, Ф. Блей­лем и К. Шмидт-Рот­лу­фом ор­га­ни­зо­вал об-во ху­дож­ни­ков «Мост», по­ло­жив­шее на­ча­ло нем. экс­прес­сио­низ­му; ма­ни­фест об-ва про­воз­гла­шал от­каз от лю­бых догм во имя сво­бод­но­го са­мо­вы­ра­же­ния. В кон. 1906 К. соз­дал пер­вые порт­ре­ты («До­до» – под­ру­га ху­дож­ни­ка, До­рис Грос­се). Ок. 1908 скла­ды­ва­ет­ся ма­не­ра К., для ко­то­рой ха­рак­тер­ны уп­ро­щён­ные фор­мы, звуч­ные чис­тые крас­ки, чёт­кие кон­ту­ры, рез­кие кон­тра­сты. В твор­че­ст­ве К. за­мет­ны влия­ния франц. пост­им­прес­сио­низ­ма (пре­ж­де все­го В. Ван Го­га), Э. Мун­ка, А. Ма­тис­са и при­ми­ти­ва Аф­ри­ки и Океа­нии. Осн. те­мы его ра­бот – жизнь варь­е­те и цир­ка, сце­ны гор. жиз­ни; гл. пер­со­на­жи – ко­кот­ки, фла­нё­ры, щё­го­ли и т. п. Пи­сал так­же гор. пей­за­жи, ра­бо­тал как гра­фик (в тех­ни­ке кси­ло­гра­фии).

Э. Л. Кирхнер. «Туалет» («Женщина перед зеркалом»). 1913–20. Национальный музей современного искусства (Париж).

В го­ды 1-й ми­ро­вой вой­ны К. слу­жил ар­тил­ле­ри­стом. Пси­хич. трав­ма, по­лу­чен­ная на фрон­те, от­ра­зи­лась на всём его по­сле­дую­щем твор­че­ст­ве, ко­то­рое ста­но­ви­лось всё бо­лее тра­гич­ным. В 1917 с це­лью ле­че­ния по­се­лил­ся в Швей­ца­рии, близ Да­во­са. К кон. 1920-х гг. сти­ли­сти­ка К. тя­го­те­ла к т. н. ли­ри­че­ской аб­ст­рак­ции; пи­сал так­же аль­пий­ские пей­за­жи. В 1931 был из­бран в Прус. АХ, в 1937 ис­клю­чён из неё. Ра­бо­ты К. бы­ли кон­фи­ско­ва­ны из нем. му­зе­ев; часть по­ка­за­на на вы­став­ке «Де­ге­не­ра­тив­ное ис­кус­ст­во». По­ли­тич. си­туа­ция в на­ци­ст­ской Гер­ма­нии усу­гу­би­ла де­прес­сию ху­дож­ни­ка; по­кон­чил с со­бой.

Соч.: E. L. Kirchner, G. Schiefler, Briefwe­chsel, 1910–1935/1938 / Hrsg. W. Henze. Stuttg.; Z., 1990.

Лит.: Grohmann W. E. L. Kirchner. Stuttg., 1958; Gordon D. E. E. L. Kirchner. Münch., 1968; E. L. Kirchners Davoser Ta­gebuch / Hrsg. L. Griesebach. Köln, 1968; Kornfeld E.W. E. L. Kir­chner: Nachzeichnung seines Lebens. Bern, 1979; Dube A., Dube W. D. E. L. Kir­chner: das gra­phi­sche Werk. 2. Aufl. Münch., 1980; Henze A. E. L. Kirchner. Leben und Werk. Stuttg., 1980; Gabler K. E. L. Kirchner: Do­ku­mente: Fotos, Schriften, Briefe. Aschaffen­burg, 1980; E. L. Kir­chner: Aquarelle und Ze­i­chnungen: die Samm­lung. Münch., 1999.

Вернуться к началу