КУСТО́ДИЕВ БОРИС МИХАЙЛОВИЧ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КУСТО́ДИЕВ Борис Михайлович [23.2 (7.3).1878, Астрахань – 26.5.1927, Ленинград], рос. живописец, график, скульптор, сценограф, чл. петерб. АХ (1909). Учился в Астраханском кружке любителей живописи и рисования (1893–96) у П. А. Власова (ученика В. Г. Перова), затем в петерб. АХ (1896–1903) у В. Е. Савинского и И. Е. Репина. Чл. петерб. Нового об-ва художников (с 1904), Союза русских художников (1907–10), возобновлённого «Мира искусства» (с 1910), АХРР (с 1923). Уже в нач. 1900-х гг. получил известность как портретист (портреты И. Я. Билибина, 1901, В. В. Матэ, 1902, жены художника – Ю. Е. Кустодиевой, 1903, все – в ГРМ). Написанные широким пастозным мазком, эти портреты-картины обнаруживают умение художника проникнуть в духовный мир модели. Мастерство К.-портретиста высоко оценил И. Е. Репин, пригласив его участвовать в создании огромной композиции «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» (1901–03, ГРМ; К. написал 25 портретных этюдов и правую часть холста). В 1903–04 пенсионер АХ в Париже (посещал студию Р. Менара), путешествовал по Испании.
В годы Революции 1905–07 К. участвовал в создании «Календаря русской революции» (вместе с И. Я. Билибиным, Е. Е. Лансере, М. В. Добужинским и др.), сотрудничал в сатирич. журналах «Жупел» и «Адская почта». Продолжая жанр портрета-картины (портрет в интерьере или пейзаже), К. создавал произведения интимно-лирич. склада («Утро», 1904, ГРМ), детские портреты [«Дети в маскарадных костюмах (Кирилл и Ирина Кустодиевы)», пастель, 1909, ГРМ, и др.], также работы, сходные по общей концепции и манере исполнения с его бытовым жанром (автопортрет, 1912, галерея Уффици, Флоренция; портреты А. И. Анисимова, 1915, ГРМ; Ф. И. Шаляпина, 1921, Музей театрального и музыкального иск-ва, С.-Петербург, и др.). Задуманный К. «Групповой портрет художников "Мира искусства"» остался лишь в этюдах (1910–16, ГРМ) и эскизе (1916–20, там же). Пробовал себя в скульптуре (портреты И. В. Ершова, 1909, М. В. Добужинского, 1909, А. М. Ремизова, 1910, Ф. К. Сологуба, 1912, все – гипс, ГРМ; также фарфоровые статуэтки).
Одной из ведущих тем творчества К. с 1906 становится изображение праздничной нар. жизни, крестьянского и провинц. мещанско-купеч. быта (циклы «Ярмарки», «Деревенские праздники», «Масленицы», «Балаганы», «Гулянья»). Для этих работ характерны развёрнутая повествовательность, яркая многоцветность, жизненная достоверность в деталях. В то же время линейно-плоскостное, декоративное решение композиций, игра разномасштабными фигурами и планами сближают работы К. с живописью рус. модерна. В дальнейшем, идя по пути большей стилизации, К. превращает бытовые сцены в театрализованные картины-зрелища, а своих персонажей – в собирательные образы-типы, олицетворяющие купеч. Россию. Откровенно любуясь материально-телесным изобилием, пёстрым узорочьем изображаемого мира, иногда идеализируя его, К. в то же время относится к нему иронически, даёт почувствовать его самодовольство и косность («Купчихи», 1912, Киевский музей рус. иск-ва, Киев; «Красавица», 1915, ГТГ; «Купчиха за чаем», 1918, ГРМ; серия «Русские типы», 1920-е гг.).
Несмотря на то, что тяжёлая болезнь позвоночника (с 1911) фактически приковала художника к инвалидному креслу, он продолжал активно работать до конца жизни. После Окт. революции 1917 участвовал в оформлении Петрограда к 1-й годовщине Октября, создавал плакаты, лубки и картины на темы революции («Большевик», 1919–20, ГТГ; «Праздник в честь 2-го конгресса Коминтерна на площади Урицкого», 1921, ГРМ, и др.).
К. много работал для театра; в 1907–1908 был помощником декоратора Мариинского театра (под рук. А. Я. Головина). К. переносил на сцену свои тематич. и стилистич. предпочтения, находя органич. эмоциональную связь с драматургич. материалом. Оформлял спектакли МХТ («Смерть Пазухина» М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1914, и др.), Малого драматич. театра в Петрограде («Ревизор» Н. В. Гоголя, 1919), Петроградского (Ленингр.) акад. театра драмы («Посадник» А. К. Толстого, 1922, пьесы А. Н. Островского), МХАТа 2-го («Блоха» Е. И. Замятина по Н. С. Лескову, 1925; вариант – 1926, БДТ) и др. Тонкий рисовальщик, владевший уверенным, чётким штрихом, К. иллюстрировал произведения рус. писателей [«Шинель» Н. В. Гоголя (1906), «Штопальщик» (1922) и «Леди Макбет Мценского уезда» (1923) Н. С. Лескова], детские книги (стихотворения С. Я. Маршака); работал в технике литографии и гравюры на линолеуме.