Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПЕРО́В ВАСИЛИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ

Авторы: С. М. Грачёва
В. Г. Перов. Портрет И. С. Тургенева. 1872. Русский музей (С.-Петербург).

ПЕРО́В Ва­си­лий Гри­горь­е­вич [23.12.1833 (4.1.1834), То­больск – 29.5(10.6).1882, с. Кузь­мин­ки, ны­не в чер­те Мо­ск­вы], рос. жи­во­пи­сец, пи­са­тель, акад. (1866) и проф. (1870) пе­терб. АХ. Вне­брач­ный сын то­боль­ско­го про­ку­ро­ра ба­ро­на Г. К. фон Кри­де­не­ра; фа­ми­лию по­лу­чил по про­зви­щу, дан­но­му ему учи­те­лем за хо­ро­шее пись­мо. Учил­ся в Ар­за­мас­ской шко­ле жи­во­пи­си у А. В. Сту­пи­на (1846–49), за­тем в МУЖВ (1853–61) у М. И. Скот­ти, А. Н. Мок­риц­ко­го, С. К. За­рян­ко и др. По­сле­до­ва­тель П. А. Фе­до­то­ва и один из соз­да­те­лей реа­ли­стич. на­прав­ле­ния в рус. ис­кус­ст­ве, П. в нач. 1860-х гг. со­здал се­рию кар­тин ан­ти­кле­ри­каль­ной на­прав­лен­но­сти («Сель­ский кре­ст­ный ход на Пас­хе», 1861; «Чае­пи­тие в Мы­ти­щах», 1862; обе – ГТГ). С 1862 за кар­ти­ну «Про­по­ведь в се­ле» (1861, ГТГ) по­лу­чил от пе­терб. АХ зо­ло­тую ме­даль и за­гра­нич­ное пен­сио­нер­ст­во, ра­бо­тал в Па­ри­же, по­се­тил Гер­ма­нию и Ита­лию. Наи­бо­лее удач­ны­ми ра­бо­та­ми это­го пе­рио­да ста­ли кар­ти­ны «Сле­пой му­зы­кант» (этюд к не­оконч. ком­по­зи­ции «Про­да­вец пе­сен­ни­ков») и «Са­во­яр» (1863, обе – там же). В кон. 1864 дос­роч­но вер­нул­ся в Рос­сию, по­селил­ся в Мо­ск­ве. Чл.-уч­ре­ди­тель То­ва­ри­ще­ст­ва пе­ре­движ­ных ху­до­же­ст­вен­ных вы­ста­вок (1870; в 1877 вы­шел из ТПХВ). На сер. и 2-ю пол. 1860-х гг. при­хо­дит­ся рас­цвет его жан­ро­вой жи­во­пи­си, ино­гда близ­кой по на­строе­нию рус. по­эзии: «Про­во­ды по­кой­ни­ка» (1865, ГТГ), «Ги­та­рист-бо­быль» (1865, ГРМ), «"Трой­ка". Уче­ни­ки-мас­те­ро­вые ве­зут во­ду» (1866), «По­след­ний ка­бак у за­ста­вы» (1868, обе – ГТГ). В них зву­чит те­ма тра­ге­дии обез­до­лен­ных лю­дей, глу­бо­ко­го со­стра­да­ния «ма­лень­ко­му че­ло­ве­ку», кри­ти­ка со­ци­аль­ной не­спра­вед­ли­во­сти. С кон. 1860-х гг. в твор­че­ст­ве П. про­ис­хо­дят сти­ли­стич. из­ме­не­ния: со­кра­ща­ет­ся ко­ли­че­ст­во пер­со­на­жей, сни­жа­ет­ся об­ли­чит. па­фос, ус­лож­ня­ет­ся жи­во­пис­ная па­лит­ра. В ря­де кар­тин за­мет­но ув­ле­че­ние бы­то­пи­са­тель­ст­вом («Пти­це­лов», 1870; «Охот­ни­ки на при­ва­ле», 1871, и др.), ино­гда – сен­ти­мен­таль­ность («При­езд ин­сти­тут­ки к сле­по­му от­цу», 1870; «Ста­ри­ки-ро­ди­те­ли на мо­ги­ле сы­на», 1874; все – ГТГ). В 1873 П. пред­при­нял по­езд­ку в Орен­бург­скую губ. в по­ис­ках ма­те­риа­ла для ис­то­рич. кар­тин (три­ло­гии) о Е. И. Пу­га­чё­ве (на­пи­са­ны лишь эс­ки­зы и не­за­вер­шён­ный ва­ри­ант кар­тины «Суд Пу­га­чё­ва», 1875–79, ГИМ, ГРМ, ГТГ). Об­ра­щал­ся так­же к ре­лиг. те­ма­ти­ке («Хри­стос в Геф­си­ман­ском са­ду», 1878, ГТГ), со­хра­няя, од­на­ко, кри­тич. от­но­ше­ние к рус. ду­хо­вен­ст­ву («Мо­на­стыр­ская тра­пе­за», 1865–76, ГРМ). Позд­ние ис­то­рич. по­лот­на П. («Ни­ки­та Пус­то­свят. Спор о ве­ре», 1880–81, ГТГ, и др.) сви­де­тель­ст­ву­ют о влия­нии на не­го прин­ци­пов ака­де­миз­ма.

К луч­шей час­ти твор­че­ст­ва П. при­над­ле­жат порт­ре­ты, от­ме­чен­ные глу­бо­ким пси­хо­ло­гиз­мом, слож­но­стью и мно­го­мер­но­стью об­ра­зов: «Фо­муш­ка-сыч» (1868), ав­то­порт­рет (1870; оба – ГТГ), порт­ре­ты вы­даю­щих­ся со­вре­мен­ни­ков – А. Г. Ру­бин­штей­на (1870, Все­рос. му­зей­ное объ­еди­не­ние муз. куль­ту­ры им. М. И. Глин­ки, Мо­ск­ва), А. Н. Ост­ров­ско­го (1871, ГТГ), И. С. Тур­ге­не­ва (1872, ГРМ), В. И. Да­ля, А. Н. Май­ко­ва, М. П. По­го­ди­на (все 1872, ГТГ) и др. На­стоя­щим ше­дев­ром стал порт­рет Ф. М. Дос­то­ев­ско­го (1872, ГТГ), в ко­то­ром, по сло­вам А. Г. Дос­то­ев­ской, П. уло­вил «"ми­ну­ту твор­че­ст­ва" пи­са­те­ля… он как бы "в се­бя смот­рит"». Пи­сал так­же рас­ска­зы со­ци­аль­но-кри­тич. со­дер­жа­ния. Пре­по­да­вал в МУЖВЗ (1871–1882), сре­ди уче­ни­ков – С. А. Ко­ро­вин, А. П. Ря­буш­кин, А. Е. Ар­хи­пов, И. И. Ле­ви­тан, М. В. Не­сте­ров.

Соч.: Рас­ска­зы ху­дож­ни­ка / Сост., авт. вступ. ст. А. Ле­о­нов. М., 1960.

Лит.: Фе­до­ров-Да­вы­дов А. А. В. Г. Пе­ров. М., 1934; Ар­хан­гель­ская А. И. В. Г. Пе­ров. М., 1950; Ста­сов В. В. Пе­ров и Му­сорг­ский. М., 1952; Ляс­ков­ская О. А. В. Г. Пе­ров: осо­бен­но­сти твор­че­ско­го пу­ти ху­дож­ни­ка. М., 1979; Ле­ня­шин В. А. В. Г. Пе­ров. Л., 1987; В. Г. Пе­ров. (Кат. вы­став­ки). М., 1988; Пет­ров В. А. В. Пе­ров: Твор­че­ский путь ху­дож­ни­ка. М., 1997; Ал­ле­но­ва Е. В. Пе­ров. Аль­бом. М., 2001; «Свя­тые шес­ти­де­ся­тые». [Кат. вы­став­ки]. СПб., 2002.

Вернуться к началу