ПЕРО́В ВАСИЛИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПЕРО́В Василий Григорьевич [23.12.1833 (4.1.1834), Тобольск – 29.5(10.6).1882, с. Кузьминки, ныне в черте Москвы], рос. живописец, писатель, акад. (1866) и проф. (1870) петерб. АХ. Внебрачный сын тобольского прокурора барона Г. К. фон Криденера; фамилию получил по прозвищу, данному ему учителем за хорошее письмо. Учился в Арзамасской школе живописи у А. В. Ступина (1846–49), затем в МУЖВ (1853–61) у М. И. Скотти, А. Н. Мокрицкого, С. К. Зарянко и др. Последователь П. А. Федотова и один из создателей реалистич. направления в рус. искусстве, П. в нач. 1860-х гг. создал серию картин антиклерикальной направленности («Сельский крестный ход на Пасхе», 1861; «Чаепитие в Мытищах», 1862; обе – ГТГ). С 1862 за картину «Проповедь в селе» (1861, ГТГ) получил от петерб. АХ золотую медаль и заграничное пенсионерство, работал в Париже, посетил Германию и Италию. Наиболее удачными работами этого периода стали картины «Слепой музыкант» (этюд к неоконч. композиции «Продавец песенников») и «Савояр» (1863, обе – там же). В кон. 1864 досрочно вернулся в Россию, поселился в Москве. Чл.-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок (1870; в 1877 вышел из ТПХВ). На сер. и 2-ю пол. 1860-х гг. приходится расцвет его жанровой живописи, иногда близкой по настроению рус. поэзии: «Проводы покойника» (1865, ГТГ), «Гитарист-бобыль» (1865, ГРМ), «"Тройка". Ученики-мастеровые везут воду» (1866), «Последний кабак у заставы» (1868, обе – ГТГ). В них звучит тема трагедии обездоленных людей, глубокого сострадания «маленькому человеку», критика социальной несправедливости. С кон. 1860-х гг. в творчестве П. происходят стилистич. изменения: сокращается количество персонажей, снижается обличит. пафос, усложняется живописная палитра. В ряде картин заметно увлечение бытописательством («Птицелов», 1870; «Охотники на привале», 1871, и др.), иногда – сентиментальность («Приезд институтки к слепому отцу», 1870; «Старики-родители на могиле сына», 1874; все – ГТГ). В 1873 П. предпринял поездку в Оренбургскую губ. в поисках материала для историч. картин (трилогии) о Е. И. Пугачёве (написаны лишь эскизы и незавершённый вариант картины «Суд Пугачёва», 1875–79, ГИМ, ГРМ, ГТГ). Обращался также к религ. тематике («Христос в Гефсиманском саду», 1878, ГТГ), сохраняя, однако, критич. отношение к рус. духовенству («Монастырская трапеза», 1865–76, ГРМ). Поздние историч. полотна П. («Никита Пустосвят. Спор о вере», 1880–81, ГТГ, и др.) свидетельствуют о влиянии на него принципов академизма.
К лучшей части творчества П. принадлежат портреты, отмеченные глубоким психологизмом, сложностью и многомерностью образов: «Фомушка-сыч» (1868), автопортрет (1870; оба – ГТГ), портреты выдающихся современников – А. Г. Рубинштейна (1870, Всерос. музейное объединение муз. культуры им. М. И. Глинки, Москва), А. Н. Островского (1871, ГТГ), И. С. Тургенева (1872, ГРМ), В. И. Даля, А. Н. Майкова, М. П. Погодина (все 1872, ГТГ) и др. Настоящим шедевром стал портрет Ф. М. Достоевского (1872, ГТГ), в котором, по словам А. Г. Достоевской, П. уловил «"минуту творчества" писателя… он как бы "в себя смотрит"». Писал также рассказы социально-критич. содержания. Преподавал в МУЖВЗ (1871–1882), среди учеников – С. А. Коровин, А. П. Рябушкин, А. Е. Архипов, И. И. Левитан, М. В. Нестеров.