Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФЕДО́ТОВ

Авторы: И. Г. Басова
П. А. Федотов. «Сватовство майора». 1848. Третьяковская галерея (Москва).

ФЕДО́ТОВ Па­вел Ан­д­рее­вич [22.6(4.7).1815, Мо­ск­ва – 14(26).11.1852, C.-Пе­тер­бург], рос. жи­во­пи­сец, гра­фик. С 1834 слу­жил в л.-гв. Фин­лянд­ском пол­ку. По­се­щал в сво­бод­ное вре­мя ри­со­валь­ные клас­сы пе­терб. АХ. Соз­да­вал ак­ва­рель­ные и ка­ран­даш­ные порт­ре­ты со­слу­жив­цев и род­ст­вен­ни­ков, сце­ны пол­ко­во­го бы­та. За ак­ва­рель «Встре­ча в ла­ге­ре Фин­лянд­ско­го пол­ка вел. кня­зя Ми­хаи­ла Пав­ло­ви­ча 8 ию­ля 1837 го­да» (1838, ГРМ) по­жа­ло­ван брил­ли­ан­то­вым пер­ст­нем. По ука­зу Ни­ко­лая I по­лу­чил «доб­ро­воль­ное пра­во ос­та­вить служ­бу и по­свя­тить се­бя жи­во­пи­си с со­дер­жа­ни­ем по 100 руб. ас­сиг­на­ция­ми в ме­сяц». В 1844 ушёл в от­став­ку. Учил­ся в АХ в ба­таль­ном клас­се у А. И. За­уер­вей­да. Ра­бо­тал как жан­рист, порт­ре­тист, ка­ри­ка­ту­рист, ил­лю­ст­ра­тор. На­ря­ду с ба­таль­ны­ми сце­на­ми («Пе­ре­ход еге­рей вброд че­рез ре­ку на ма­нёв­рах», 1844, ГТГ, се­пия, тушь), об­ра­тил­ся к бы­то­вым сю­же­там нравств.-кри­тич. со­дер­жа­ния, оп­ре­де­лив­шим его даль­ней­шее твор­че­ст­во. Пер­вые во­семь про­из­ве­де­ний та­ко­го ро­да ис­пол­нил в тех­ни­ке се­пии. Ком­по­зи­ция од­ной из се­пий («Ут­ро чи­нов­ни­ка, по­лу­чив­ше­го на­ка­ну­не пер­вый кре­стик», 1844, ГТГ) лег­ла в ос­но­ву са­мо­го ран­не­го жи­во­пис­но­го про­из­ве­де­ния Ф., из­вест­но­го как «Све­жий ка­ва­лер» (1846, ГТГ). За кар­ти­ну «Раз­бор­чи­вая не­вес­та» (ГТГ) по­лу­чил зва­ние «на­зна­чен­но­го» (1847), за ра­бо­ту «Сва­тов­ст­во май­о­ра» (ГТГ; ав­тор­ская ко­пия – ГРМ) – зва­ние ака­де­ми­ка «по жи­во­пи­си до­маш­них сцен» (1848). Впер­вые уча­ст­вуя в ака­де­мич. вы­став­ке (1849), Ф. про­из­вёл фу­рор; со­чи­нил «ра­цею» с по­яс­не­ни­ем сю­же­та кар­ти­ны «Сва­тов­ст­во май­о­ра» и чи­тал её пе­ред пуб­ли­кой. За­да­чу жи­во­пи­си ви­дел в том, что­бы с её по­мо­щью воз­дей­ст­во­вать на че­ло­ве­че­скую лич­ность, ис­це­ляя её от по­ро­ков и спа­сая от нравств. па­де­ния. Вы­смеи­вал не­при­гляд­ные с мо­раль­но-нравств. точ­ки зре­ния сла­бо­сти че­ло­ве­ка. В по­ис­ках собств. сю­же­тов от­тал­ки­вал­ся от гра­вюр У. Хо­гар­та и бы­то­вых кар­тин ма­лых гол­ланд­цев (А. ван Ос­та­де, Д. Те­нир­са Млад­ше­го). От по­след­них за­им­ст­во­вал лю­бовь к точ­ной пе­ре­да­че фак­ту­ры пред­мет­но­го ми­ра, тща­тель­но­му изо­бра­же­нию де­та­лей. В фев­ра­ле – мае 1850 по прось­бе от­ца по­се­тил Мо­ск­ву, окон­чив кар­ти­ну «Не в по­ру гость. Зав­трак ари­сто­кра­та» (1849–50, ГТГ). В Мо­ск­ве вы­став­лял свои ра­бо­ты в га­ле­рее гр. А. Ф. Рос­топ­чи­на и в МУЖВЗ. Был бла­го­склон­но при­нят в кру­гу моск. ин­тел­ли­ген­ции. В том же го­ду воз­вра­тил­ся в С.-Пе­тер­бург. На 1849–50 при­шёл­ся пик по­пу­ляр­но­сти твор­че­ст­ва Ф. В го­ды рас­цве­та про­дол­жил пи­сать ка­мер­ные порт­ре­ты близ­ких лю­дей (М. П. Дру­жи­ни­ной, 1848–1849, «Н. П. Жда­но­вич за фор­те­пиа­но», 1849, порт­ре­ты де­тей Жер­би­ных, 1850–52, все – ГРМ; Е. П. Рос­топ­чи­ной, 1850, ГТГ, и др.). Со­чи­нил по­эму «По­прав­ка об­стоя­тельств, или Же­нить­ба май­ора» (1850). Лю­бовь пуб­ли­ки и из­вест­ность не при­нес­ли Ф. ста­биль­но­го ма­те­ри­аль­но­го дос­тат­ка. По­след­ние ра­бо­ты – не­сколь­ко ва­ри­ан­тов «Вдо­вуш­ки» (ГТГ, ГРМ), «Ан­кор, ещё ан­кор!» (ГТГ, все 1851–52), «Иг­ро­ки» (1852, Му­зей рус. иск-ва, Ки­ев) – пол­ны ощу­ще­ния тра­гиз­ма и от­чая­ния.

Соч.: По­прав­ка об­стоя­тельств, или Же­нить­ба май­о­ра. 2-е изд. Лейп­циг, 1861.

Лит.: Ацар­ки­на Э. Н. П. А. Фе­до­тов. К сто­ле­тию со дня смер­ти П. А. Фе­до­то­ва. М., 1952; Ал­ле­нов М. М. П. Фе­до­тов. М., 2000; П. Фе­до­тов. Те­атр жиз­ни: К 200-ле­тию со дня ро­ж­де­ния. (Кат. вы­став­ки). М., 2015.

Вернуться к началу