ФЕДО́ТОВ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ФЕДО́ТОВ Павел Андреевич [22.6(4.7).1815, Москва – 14(26).11.1852, C.-Петербург], рос. живописец, график. С 1834 служил в л.-гв. Финляндском полку. Посещал в свободное время рисовальные классы петерб. АХ. Создавал акварельные и карандашные портреты сослуживцев и родственников, сцены полкового быта. За акварель «Встреча в лагере Финляндского полка вел. князя Михаила Павловича 8 июля 1837 года» (1838, ГРМ) пожалован бриллиантовым перстнем. По указу Николая I получил «добровольное право оставить службу и посвятить себя живописи с содержанием по 100 руб. ассигнациями в месяц». В 1844 ушёл в отставку. Учился в АХ в батальном классе у А. И. Зауервейда. Работал как жанрист, портретист, карикатурист, иллюстратор. Наряду с батальными сценами («Переход егерей вброд через реку на манёврах», 1844, ГТГ, сепия, тушь), обратился к бытовым сюжетам нравств.-критич. содержания, определившим его дальнейшее творчество. Первые восемь произведений такого рода исполнил в технике сепии. Композиция одной из сепий («Утро чиновника, получившего накануне первый крестик», 1844, ГТГ) легла в основу самого раннего живописного произведения Ф., известного как «Свежий кавалер» (1846, ГТГ). За картину «Разборчивая невеста» (ГТГ) получил звание «назначенного» (1847), за работу «Сватовство майора» (ГТГ; авторская копия – ГРМ) – звание академика «по живописи домашних сцен» (1848). Впервые участвуя в академич. выставке (1849), Ф. произвёл фурор; сочинил «рацею» с пояснением сюжета картины «Сватовство майора» и читал её перед публикой. Задачу живописи видел в том, чтобы с её помощью воздействовать на человеческую личность, исцеляя её от пороков и спасая от нравств. падения. Высмеивал неприглядные с морально-нравств. точки зрения слабости человека. В поисках собств. сюжетов отталкивался от гравюр У. Хогарта и бытовых картин малых голландцев (А. ван Остаде, Д. Тенирса Младшего). От последних заимствовал любовь к точной передаче фактуры предметного мира, тщательному изображению деталей. В феврале – мае 1850 по просьбе отца посетил Москву, окончив картину «Не в пору гость. Завтрак аристократа» (1849–50, ГТГ). В Москве выставлял свои работы в галерее гр. А. Ф. Ростопчина и в МУЖВЗ. Был благосклонно принят в кругу моск. интеллигенции. В том же году возвратился в С.-Петербург. На 1849–50 пришёлся пик популярности творчества Ф. В годы расцвета продолжил писать камерные портреты близких людей (М. П. Дружининой, 1848–1849, «Н. П. Жданович за фортепиано», 1849, портреты детей Жербиных, 1850–52, все – ГРМ; Е. П. Ростопчиной, 1850, ГТГ, и др.). Сочинил поэму «Поправка обстоятельств, или Женитьба майора» (1850). Любовь публики и известность не принесли Ф. стабильного материального достатка. Последние работы – несколько вариантов «Вдовушки» (ГТГ, ГРМ), «Анкор, ещё анкор!» (ГТГ, все 1851–52), «Игроки» (1852, Музей рус. иск-ва, Киев) – полны ощущения трагизма и отчаяния.