
ТОВА́РИЩЕСТВО ПЕРЕДВИЖНЫ́Х ХУДО́ЖЕСТВЕННЫХ ВЫ́СТАВОК
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТОВА́РИЩЕСТВО ПЕРЕДВИЖНЫ́Х ХУДО́ЖЕСТВЕННЫХ ВЫ́СТАВОК (ТПХВ), рос. худож. объединение. Основано в С.-Петербурге в 1870 по инициативе Н. Н. Ге, Л. Л. Каменева, М. К. Клодта, М. П. Клодта, А. И. Корзухина, И. Н. Крамского, К. В. Лемоха, К. Е. Маковского, Г. Г. Мясоедова, В. Г. Перова, И. М. Прянишникова, А. К. Саврасова, В. О. Шервуда, И. И. Шишкина, В. И. Якоби в противовес офиц. центру иск-ва – петерб. АХ. Развивая традиции петерб. Артели художников, члены ТПХВ (т. н. передвижники) испытали воздействие обществ. и эстетич. взглядов В. Г. Белинского и Н. Г. Чернышевского; вобрав в себя лучшие худож. силы России, ТПХВ стало в последней трети 19 в. наиболее влиятельной худож. организацией страны. Иск-во передвижников служило целям демократич., нравственного и эстетич. воспитания. В 1871–1923 ТПХВ устроило 48 выставок в С.-Петербурге (Петрограде) и Москве, показанных затем в Астрахани, Вильне, Воронеже, Казани, Киеве, Кишинёве, Одессе, Орле, Риге, Туле, Харькове, Ярославле и др. городах. На основе творч. метода критического реализма передвижники обратились к бытовому и историч. жанрам, пейзажу, портрету; в ряде произведений сочувственно показывали освободит. движение в России (см., напр., иллюстрации к ст. Народничество). Сравнительно редкие для ТПХВ религ. сюжеты в живописи отражали актуальные нравственно-философские проблемы (Крамской, Ге, В. Д. Поленов). Лучшие произведения передвижников отмечены психологизмом образов, высоким мастерством типизации, широким охватом жизни; в 1870–80-х гг. они обратились к свободной манере письма, передаче световоздушной среды. Членами ТПХВ в разное время были А. Е. Архипов, Н. П. Богданов-Бельский, А. П. Боголюбов, Ф. А. Бронников, А. М. Васнецов, В. М. Васнецов, Н. Н. Дубовской, С. Ю. Жуковский, С. В. Иванов, А. А. Киселёв, Н. Д. Кузнецов, А. И. Куинджи, И. И. Левитан, В. Е. Маковский, В. М. Максимов, Н. В. Неврев, И. Е. Репин, К. А. Савицкий, В. А. Серов, В. И. Суриков, Н. А. Ярошенко и др.; среди экспонентов – М. М. Антокольский, В. Н. Бакшеев, К. А. Коровин, Л. О. Пастернак, А. П. Рябушкин и др. В ТПХВ входили также художники Украины (К. К. Костанди, Н. К. Пимоненко), Латвии (К. Т. Гун), Армении (В. Суреньянц). Неизменную поддержку деятельность ТПХВ получала со стороны критика В. В. Стасова и коллекционера П. М. Третьякова. Затянувшийся конфликт с АХ закончился приглашением в нач. 1890-х гг. мн. передвижников в Совет и педагогич. состав АХ (Репин, Маковский, Шишкин и др.). С появлением объединений «Мир искусства» и СРХ (на рубеже 19–20 вв.), затем разл. направлений рус. авангардизма иск-во передвижников стало утрачивать своё обществ. влияние. После 1917 худож. идеи и практика ТПХВ сыграли значит. роль в формировании иск-ва АХРР, затем социалистического реализма. ТПХВ распалось в 1923.