Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТОВА́РИЩЕСТВО ПЕРЕДВИЖНЫ́Х ХУДО́ЖЕСТВЕННЫХ ВЫ́СТАВОК

Товарищество передвижных художественных выставок. Г.Г. Мясоедов. «Страдная пора (Косцы)». 1887. Русский музей (С.-Петербург).

ТОВА́РИЩЕСТВО ПЕРЕДВИЖНЫ́Х ХУ­ДО́ЖЕСТВЕННЫХ ВЫ́СТАВОК (ТПХВ), рос. ху­дож. объ­е­ди­не­ние. Ос­но­ва­но в С.-Пе­тер­бур­ге в 1870 по ини­циа­ти­ве Н. Н. Ге, Л. Л. Ка­ме­не­ва, М. К. Клод­та, М. П. Клод­та, А. И. Кор­зу­хи­на, И. Н. Крам­ско­го, К. В. Ле­мо­ха, К. Е. Ма­ков­ско­го, Г. Г. Мя­со­едо­ва, В. Г. Пе­ро­ва, И. М. Пря­ниш­ни­ко­ва, А. К. Сав­ра­со­ва, В. О. Шер­ву­да, И. И. Шиш­ки­на, В. И. Яко­би в про­ти­во­вес офиц. цен­тру иск-ва – пе­терб. АХ. Раз­ви­вая тра­ди­ции пе­терб. Ар­те­ли ху­дож­ни­ков, чле­ны ТПХВ (т. н. пе­ре­движ­ни­ки) ис­пы­та­ли воз­дей­ст­вие об­ществ. и эс­те­тич. взгля­дов В. Г. Бе­лин­ско­го и Н. Г. Чер­ны­шев­ско­го; во­брав в се­бя луч­шие ху­дож. си­лы Рос­сии, ТПХВ ста­ло в по­след­ней тре­ти 19 в. наи­бо­лее влия­тель­ной ху­дож. ор­га­ни­за­ци­ей стра­ны. Иск-во пе­ре­движ­ни­ков слу­жи­ло це­лям де­мо­кра­тич., нрав­ст­вен­но­го и эс­те­тич. вос­пи­та­ния. В 1871–1923 ТПХВ уст­рои­ло 48 вы­ста­вок в С.-Пе­тер­бур­ге (Пет­ро­гра­де) и Мо­ск­ве, по­ка­зан­ных за­тем в Ас­т­ра­ха­ни, Виль­не, Во­ро­не­же, Ка­за­ни, Кие­ве, Ки­ши­нё­ве, Одес­се, Ор­ле, Ри­ге, Ту­ле, Харь­ко­ве, Яро­слав­ле и др. го­ро­дах. На ос­но­ве творч. ме­то­да кри­ти­че­ско­го реа­лиз­ма пе­ре­движ­ни­ки об­ра­ти­лись к бы­то­во­му и ис­то­рич. жан­рам, пей­за­жу, порт­ре­ту; в ря­де про­из­ве­де­ний со­чув­ст­вен­но по­ка­зы­ва­ли ос­во­бо­дит. дви­же­ние в Рос­сии (см., напр., ил­лю­ст­ра­ции к ст. На­род­ни­че­ст­во). Срав­ни­тель­но ред­кие для ТПХВ ре­лиг. сю­же­ты в жи­во­пи­си от­ра­жа­ли ак­ту­аль­ные нрав­ст­вен­но-фи­ло­соф­ские про­бле­мы (Крам­ской, Ге, В. Д. По­ле­нов). Луч­шие про­из­ве­де­ния пе­ре­движ­ни­ков от­ме­че­ны пси­хо­ло­гиз­мом об­ра­зов, вы­со­ким мас­тер­ст­вом ти­пи­за­ции, ши­ро­ким ох­ва­том жиз­ни; в 1870–80-х гг. они об­ра­ти­лись к сво­бод­ной ма­не­ре пись­ма, пе­ре­да­че све­то­воз­душ­ной сре­ды. Чле­на­ми ТПХВ в раз­ное вре­мя бы­ли А. Е. Ар­хи­пов, Н. П. Бо­гда­нов-Бель­ский, А. П. Бо­го­лю­бов, Ф. А. Брон­ни­ков, А. М. Вас­не­цов, В. М. Вас­не­цов, Н. Н. Ду­бов­ской, С. Ю. Жу­ков­ский, С. В. Ива­нов, А. А. Ки­се­лёв, Н. Д. Куз­не­цов, А. И. Ку­инд­жи, И. И. Ле­ви­тан, В. Е. Ма­ков­ский, В. М. Мак­си­мов, Н. В. Нев­рев, И. Е. Ре­пин, К. А. Са­виц­кий, В. А. Се­ров, В. И. Су­ри­ков, Н. А. Яро­шен­ко и др.; сре­ди экс­по­нен­тов – М. М. Ан­то­коль­ский, В. Н. Бак­ше­ев, К. А. Ко­ро­вин, Л. О. Пас­тер­нак, А. П. Ря­буш­кин и др. В ТПХВ вхо­ди­ли так­же ху­дож­ни­ки Ук­раи­ны (К. К. Кос­тан­ди, Н. К. Пи­мо­нен­ко), Лат­вии (К. Т. Гун), Ар­ме­нии (В. Су­рень­янц). Не­из­мен­ную под­держ­ку дея­тель­ность ТПХВ по­лу­ча­ла со сто­ро­ны кри­ти­ка В. В. Ста­со­ва и кол­лек­цио­не­ра П. М. Треть­я­ко­ва. За­тя­нув­ший­ся кон­фликт с АХ за­кон­чил­ся при­гла­ше­ни­ем в нач. 1890-х гг. мн. пе­ре­движ­ни­ков в Со­вет и пе­да­го­гич. со­став АХ (Ре­пин, Ма­ков­ский, Шиш­кин и др.). С по­яв­ле­ни­ем объ­е­ди­не­ний «Мир ис­кус­ст­ва» и СРХ (на ру­бе­же 19–20 вв.), за­тем разл. на­прав­ле­ний рус. аван­гар­диз­ма иск-во пе­ре­движ­ни­ков ста­ло ут­ра­чи­вать своё об­ществ. влия­ние. По­сле 1917 ху­дож. идеи и прак­ти­ка ТПХВ сыг­ра­ли зна­чит. роль в фор­ми­ро­ва­нии иск-ва АХРР, за­тем со­циа­ли­сти­че­ско­го реа­лиз­ма. ТПХВ рас­па­лось в 1923.

Лит.: Бу­ро­ва Г., Га­по­но­ва О., Ру­мян­це­ва В. То­ва­ри­ще­ст­во пе­ре­движ­ных ху­до­же­ст­вен­ных вы­ста­вок. М., 1952–1959. Т. 1–2; Иов­ле­ва Л. И. То­ва­ри­ще­ст­во пе­ре­движ­ных ху­до­же­ст­вен­ных вы­ста­вок. Л., 1971; Пе­ре­движ­ни­ки: Сб. ста­тей. М., 1977; Мин­чен­ков Я. Д. Вос­по­ми­на­ния о пе­ре­движ­ни­ках. 6-е изд. Л., 1980; То­ва­ри­ще­ст­во пе­ре­движ­ных ху­до­же­ст­вен­ных вы­ста­вок: Пись­ма, до­ку­мен­ты… М., 1987. Т. 1–2; Ро­гин­ская Ф. С. То­ва­ри­ще­ст­во пе­ре­движ­ных ху­до­же­ст­вен­ных вы­ста­вок. М., 1989.

Вернуться к началу