Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РЯ́БУШКИН

А. П. Рябушкин. «Московская улица XVII века в праздничный день». 1895. Русский музей (С.-Петербург).

РЯ́БУШКИН Ан­д­рей Пет­ро­вич [17(29).10.1861, с. Ста­нич­ная Сло­бо­да Там­бов­ской губ. – 27.4(10.5).1904, усадь­ба Дид­ви­но Нов­го­род­ской губ.], рос. жи­во­пи­сец и гра­фик. Сын и уче­ник ико­но­пис­ца П. В. Ря­буш­ки­на. Учил­ся в МУЖВЗ (1875–82) у В. Г. Пе­ро­ва и И. М. Пря­ниш­ни­ко­ва и в пе­терб. АХ (1882–90) у П. П. Чис­тя­ко­ва и В. П. Ве­ре­ща­ги­на. Экс­по­нент ТПХВ (с 1892), объ­е­ди­не­ния «Мир ис­кус­ст­ва» (1901–03), чл. Об-ва ху­дож­ни­ков ис­то­рич. жи­во­пи­си в Мо­ск­ве (с 1895). Со­вер­шал по­езд­ки по ста­рым рус. го­ро­дам, где ис­пол­нял этю­ды церк­вей, ко­пи­ро­вал фре­ски, за­ри­со­вы­вал ста­рин­ную кре­сть­ян­скую ут­варь. Ав­тор кра­соч­ных жан­ро­вых кар­тин, по­cвящённых пре­им. празд­нич­ной сто­ро­не кре­сть­ян­ско­го бы­та («Ожи­да­ние но­во­брач­ных от вен­ца в Нов­го­род­ской гу­бер­нии», 1891, ГРМ), а так­же жиз­ни Мо­ск­вы 17 в. [«Си­де­ние ца­ря Ми­хаи­ла Фе­до­ро­ви­ча с боя­ра­ми в его го­су­да­ре­вой ком­на­те», 1893, ГТГ; «Се­мья куп­ца в XVII ве­ке», 1896–97, ГРМ; «Рус­ские жен­щи­ны XVII сто­ле­тия в церк­ви», 1899, ГТГ; «Едут (На­род мо­с­ков­ский во вре­мя въез­да ино­стран­но­го по­соль­ст­ва в Мо­ск­ву в кон­це XVII ве­ка)», 1901, ГРМ, и др.]. Убе­ди­тель­но пе­ре­да­вая бы­то­вые под­роб­но­сти, об­лик лю­дей да­лё­кой эпо­хи, пей­заж, Р. вме­сте с тем не­ред­ко при­бе­гал к де­ко­ра­тив­но­му обоб­ще­нию форм, ис­поль­зо­вал ма­жор­ные, яр­кие ло­каль­ные цве­та и не­ко­то­рые приё­мы рус. нар. твор­че­ст­ва и др.-рус. ико­но­пи­си. Так­же соз­дал кар­то­ны для мо­за­ик хра­ма Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва в С.-Пе­тер­бур­ге (1896–98), ил­лю­ст­ри­ро­вал рус. бы­ли­ны и др.

Лит.: Му­ри­на Е. Б. А. П. Ря­буш­кин. Аль­бом. М., 1961; Суз­да­лев П. К. Ря­буш­кин. М., 1961; Ма­са­ли­на Н. В. А. П. Ря­буш­кин. М., 1966; Са­ви­нов А. Ря­буш­кин. Л., 1973; Ар­те­мов В. Ря­буш­кин. Аль­бом. М., 2004.

Вернуться к началу