Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КИПРЕ́НСКИЙ ОРЕСТ АДАМОВИЧ

Авторы: В. С. Турчин

КИПРЕ́НСКИЙ Орест Ада­мо­вич [13(24).3.1782, мы­за Не­жин­ская, близ Ко­по­рья, С.-Пе­терб. губ. – 17.10.1836, Рим], рос. жи­во­пи­сец и гра­фик. Вне­брач­ный сын по­ме­щи­ка А. С. Дья­ко­но­ва и кре­по­ст­ной; при­ём­ный сын А. К. Шваль­бе (в 1788 вме­сте с при­ём­ны­ми ро­ди­те­ля­ми по­лу­чил воль­ную). Вос­пи­тан­ник пе­терб. АХ (с 1788), где учил­ся у Г. И. Уг­рю­мова и Г. Ф. Ду­ай­е­на (до 1803). В 1805 К. по­лу­чил зо­ло­тую ме­даль за кар­ти­ну «Дмит­рий Дон­ской на Ку­ли­ко­вом по­ле» (ГРМ); до 1809 со­сто­ял пен­сио­не­ром при АХ. Удо­сто­ен зва­ний ака­де­ми­ка (1812) и проф. (1831) пе­терб. АХ. Жил в С.-Пе­тер­бур­ге (до 1809, в 1812–16 и 1823–1828), Мо­ск­ве (1809–11), Тве­ри (1811–1812), а так­же в Ита­лии (в Ри­ме и Не­апо­ле, 1816–22, 1828–36); пу­те­ше­ст­во­вал по Швей­ца­рии (1816), Фран­ции и Гер­ма­нии (1822–23).

К. – один из круп­ней­ших рус. порт­ре­ти­стов 1-й тре­ти 19 в., пред­ста­ви­тель ро­ман­тиз­ма. Сре­ди ран­них ра­бот, раз­но­об­раз­ных по творч. ис­ка­ни­ям, вы­де­ля­ют­ся порт­рет А. К. Шваль­бе (1804, ГРМ) и «Ав­то­порт­рет с кис­тя­ми за ухом» (ок. 1808–09, ГТГ), в ко­то­рых об­ра­зы вла­ст­но­го ста­ри­ка и вдох­но­вен­но­го юно­ши соз­да­ны жи­во­пис­ны­ми сред­ст­ва­ми, на­ве­ян­ны­ми кар­ти­на­ми Рем­бранд­та и др. ста­рых мас­те­ров. В порт­ре­тах А. А. Че­ли­ще­ва (ок. 1809 или 1810–11, ГТГ), Е. В. Да­вы­до­ва (1809, ГРМ) К., вы­де­ляя ли­ца све­том на тём­ном фо­не, ис­поль­зуя кон­тра­сты пя­тен на­сы­щен­но­го цве­та, дос­ти­га­ет осо­бой эмо­цио­наль­но­сти в рас­кры­тии пси­хо­ло­гич. со­стоя­ния мо­де­ли. Ин­ди­ви­ду­аль­ные ха­рак­тер и строй чувств изо­бра­жае­мых под­чёрк­ну­ты и в пар­ных порт­ре­тах че­ты Рос­топ­чи­ных (1809, ГТГ), в ко­то­рых со­зер­цат. на­строе­нию Рос­топ­чи­ной про­ти­во­пос­тав­ле­ны энер­гия и тем­пе­ра­мент её суп­ру­га. Не­пред­взя­тое, чу­ж­дое со­слов­ным пред­рас­суд­кам от­но­ше­ние к че­ло­ве­ку зна­ме­ну­ют ри­сун­ки К. этих лет («Сле­пой му­зы­кант», итал. ка­ран­даш, 1809, ГРМ).

О. А. Кипренский. Портрет Е. И. Чаплица. Итальянский карандаш. 1813. Третьяковская галерея (Москва).

В С.-Пе­тер­бур­ге К. соз­да­ёт ряд гра­фич. порт­ре­тов, в ко­то­рых уча­ст­ни­ки во­ен. со­бы­тий 1812 и ду­хов­но близ­кие ху­дож­ни­ку лю­ди за­пе­чат­ле­ны то в по­ры­ви­сто-бег­лом на­бро­ске (порт­рет Е. И. Ча­п­ли­ца, итал. ка­ран­даш, 1813, ГТГ), то в тща­тель­но от­де­лан­ном ри­сун­ке, под­цве­чен­ном неж­ны­ми то­на­ми пас­те­ли (порт­рет Н. В. Ко­чу­бей, итал. ка­ран­даш, пас­тель, 1813, Все­рос. му­зей А. С. Пуш­ки­на, С.-Пе­тер­бург). Эти порт­ре­ты фик­си­ру­ют ед­ва уло­ви­мые от­тен­ки на­строе­ния, дви­же­ния чувств, и вме­сте с тем мно­гие из них про­ник­ну­ты ду­хом ге­ро­ич. са­мо­от­вер­жен­но­сти. Круг порт­ре­ти­руе­мых у К. вклю­ча­ет пре­им. лю­дей иск-ва; он ис­пол­нил гра­фич. порт­ре­ты по­этов И. А. Кры­ло­ва («И. А. Кры­лов сре­ди дея­те­лей рус­ско­го ис­кус­ст­ва», нач. 1810-х гг., ГИМ, и 1816, ГТГ), К. Н. Ба­тюш­ко­ва (1815, ИРЛИ, С.-Пе­тер­бург), И. В. Гё­те (1823, во вре­мя пре­бы­ва­ния К. в Ма­ри­ен­ба­де), А. Миц­кеви­ча (1824–25, ГТГ), К. Ф. Ры­лее­ва (1820-е гг., Все­рос. му­зей А. С. Пуш­ки­на), П. А. Вя­зем­ско­го (1835, там же), ар­хи­тек­то­ра Дж. Ква­рен­ги (1814, ГРМ, ГТГ), ак­три­сы Е. С. Се­мё­но­вой (1815, Все­рос. му­зей А. С. Пуш­ки­на) и др. Ра­бо­тал так­же в тех­ни­ках офор­та (порт­ре­ты ак­тё­ра И. А. Дмит­рев­ско­го, 1814; пиа­ни­ста Дж. Фил­да, ок. 1814) и ли­то­гра­фии.

О. А. Кипренский. Портрет А. С. Пушкина. 1827. Третьяковская галерея (Москва).

Пер­вая по­езд­ка в Ита­лию про­бу­ж­да­ет у К. тя­го­те­ние к чёт­ко­сти, оп­ре­де­лён­но­сти фор­мы, к обоб­щён­но­сти ха­рак­те­ри­стик (порт­рет А. М. Го­ли­цы­на, ок. 1823, ГТГ). Он об­ра­ща­ет­ся к ма­не­ре пись­ма, близ­кой жи­во­пи­си позд­не­го клас­си­циз­ма. В 1827 К. соз­да­ёт по­этич­ный порт­рет А. С. Пуш­ки­на (ГТГ), в ко­то­ром во­пло­ти­лись вы­со­кие пред­став­ле­ния ху­дож­ни­ка о творч. лич­но­сти. Од­на­ко в про­из­ве­де­ни­ях К. всё боль­ше про­яв­ля­ет­ся су­хость фор­мы ли­бо внеш­няя кра­си­вость. В позд­них порт­ре­тах, соз­дан­ных в Ита­лии, К. де­ла­ет по­пыт­ки рас­крыть бо­лее раз­но­сто­рон­не пси­хо­ло­гич. со­стоя­ние лю­дей че­рез их вза­им­ное об­ще­ние (груп­по­вой порт­рет «Чи­та­те­ли га­зет в Не­апо­ле», 1831, ГТГ), но не­ред­ко при­хо­дит к внеш­ней опи­са­тель­но­сти и умо­зри­тель­но­сти ре­ше­ний («М. А. По­тоц­кая, се­ст­ра её С. А. Шу­ва­ло­ва и "эфио­пян­ка"», ок. 1835, Ки­ев­ский му­зей рус. иск-ва).

Лит.: Ацар­ки­на Э. Н. О. Ки­прен­ский. М., 1948; Су­рис Б. Д. Ки­прен­ский-порт­ре­тист. Л., 1967; По­спе­лов Г. Г. Рус­ский порт­рет­ный ри­су­нок на­ча­ла XIX в. М., 1967; Тур­чин В. С. О. Ки­прен­ский. М., 1975; Ва­лиц­кая А. П. О. Ки­прен­ский в Пе­тер­бур­ге. Л., 1981; Са­рабь­я­нов Д. В. О. А. Ки­прен­ский. Л., 1982; Зи­мен­ко В. М. О. А. Ки­прен­ский. М., 1988; О. А. Ки­прен­ский. Жи­во­пись. (Кат. вы­став­ки). Л., 1988; О. А. Ки­прен­ский. Гра­фи­ка. (Кат. вы­став­ки). Л., 1990.

Вернуться к началу