КИПРЕ́НСКИЙ ОРЕСТ АДАМОВИЧ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КИПРЕ́НСКИЙ Орест Адамович [13(24).3.1782, мыза Нежинская, близ Копорья, С.-Петерб. губ. – 17.10.1836, Рим], рос. живописец и график. Внебрачный сын помещика А. С. Дьяконова и крепостной; приёмный сын А. К. Швальбе (в 1788 вместе с приёмными родителями получил вольную). Воспитанник петерб. АХ (с 1788), где учился у Г. И. Угрюмова и Г. Ф. Дуайена (до 1803). В 1805 К. получил золотую медаль за картину «Дмитрий Донской на Куликовом поле» (ГРМ); до 1809 состоял пенсионером при АХ. Удостоен званий академика (1812) и проф. (1831) петерб. АХ. Жил в С.-Петербурге (до 1809, в 1812–16 и 1823–1828), Москве (1809–11), Твери (1811–1812), а также в Италии (в Риме и Неаполе, 1816–22, 1828–36); путешествовал по Швейцарии (1816), Франции и Германии (1822–23).
К. – один из крупнейших рус. портретистов 1-й трети 19 в., представитель романтизма. Среди ранних работ, разнообразных по творч. исканиям, выделяются портрет А. К. Швальбе (1804, ГРМ) и «Автопортрет с кистями за ухом» (ок. 1808–09, ГТГ), в которых образы властного старика и вдохновенного юноши созданы живописными средствами, навеянными картинами Рембрандта и др. старых мастеров. В портретах А. А. Челищева (ок. 1809 или 1810–11, ГТГ), Е. В. Давыдова (1809, ГРМ) К., выделяя лица светом на тёмном фоне, используя контрасты пятен насыщенного цвета, достигает особой эмоциональности в раскрытии психологич. состояния модели. Индивидуальные характер и строй чувств изображаемых подчёркнуты и в парных портретах четы Ростопчиных (1809, ГТГ), в которых созерцат. настроению Ростопчиной противопоставлены энергия и темперамент её супруга. Непредвзятое, чуждое сословным предрассудкам отношение к человеку знаменуют рисунки К. этих лет («Слепой музыкант», итал. карандаш, 1809, ГРМ).
В С.-Петербурге К. создаёт ряд графич. портретов, в которых участники воен. событий 1812 и духовно близкие художнику люди запечатлены то в порывисто-беглом наброске (портрет Е. И. Чаплица, итал. карандаш, 1813, ГТГ), то в тщательно отделанном рисунке, подцвеченном нежными тонами пастели (портрет Н. В. Кочубей, итал. карандаш, пастель, 1813, Всерос. музей А. С. Пушкина, С.-Петербург). Эти портреты фиксируют едва уловимые оттенки настроения, движения чувств, и вместе с тем многие из них проникнуты духом героич. самоотверженности. Круг портретируемых у К. включает преим. людей иск-ва; он исполнил графич. портреты поэтов И. А. Крылова («И. А. Крылов среди деятелей русского искусства», нач. 1810-х гг., ГИМ, и 1816, ГТГ), К. Н. Батюшкова (1815, ИРЛИ, С.-Петербург), И. В. Гёте (1823, во время пребывания К. в Мариенбаде), А. Мицкевича (1824–25, ГТГ), К. Ф. Рылеева (1820-е гг., Всерос. музей А. С. Пушкина), П. А. Вяземского (1835, там же), архитектора Дж. Кваренги (1814, ГРМ, ГТГ), актрисы Е. С. Семёновой (1815, Всерос. музей А. С. Пушкина) и др. Работал также в техниках офорта (портреты актёра И. А. Дмитревского, 1814; пианиста Дж. Филда, ок. 1814) и литографии.
Первая поездка в Италию пробуждает у К. тяготение к чёткости, определённости формы, к обобщённости характеристик (портрет А. М. Голицына, ок. 1823, ГТГ). Он обращается к манере письма, близкой живописи позднего классицизма. В 1827 К. создаёт поэтичный портрет А. С. Пушкина (ГТГ), в котором воплотились высокие представления художника о творч. личности. Однако в произведениях К. всё больше проявляется сухость формы либо внешняя красивость. В поздних портретах, созданных в Италии, К. делает попытки раскрыть более разносторонне психологич. состояние людей через их взаимное общение (групповой портрет «Читатели газет в Неаполе», 1831, ГТГ), но нередко приходит к внешней описательности и умозрительности решений («М. А. Потоцкая, сестра её С. А. Шувалова и "эфиопянка"», ок. 1835, Киевский музей рус. иск-ва).