Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БОРОВИКО́ВСКИЙ

В. Л. Боровиковский. Портрет М. И. Лопухиной. 1797. Третьяковская галерея (Москва).

БОРОВИКО́ВСКИЙ Вла­ди­мир Лу­кич [24.7(4.8).1757, Мир­го­род – 6(18).4.1825, С.-Пе­тер­бург], рос. жи­во­пи­сец, акад. (1795) и со­вет­ник (с 1802) пе­терб. АХ. До 1788 жил в Мир­го­ро­де, учил­ся у от­ца, ико­но­пис­ца Лу­ки Ива­но­ви­ча Боро­ви­ков­ско­го (Бо­ро­ви­ка) (? – 1775); ис­пол­нял ико­ны (для Тро­иц­кой ц. в Мир­го­ро­де, 1784) и порт­ре­ты, во мно­гом ещё близ­кие тра­ди­ци­ям укр. иск-ва до­пет­ров­ско­го вре­ме­ни. С кон. 1788 жил в С.-Пе­тер­бур­ге, где поль­зо­вал­ся вна­чале со­ве­та­ми Д. Г. Ле­виц­ко­го, а с 1792 за­ни­мал­ся у австр. худ. И. Б. Лам­пи Стар­ше­го. Был бли­зок к круп­ней­шим дея­те­лям рус. куль­ту­ры сво­его вре­ме­ни – пи­са­те­лю В. В. Кап­ни­сту, по­эту Г. Р. Дер­жа­ви­ну, арх. Н. А. Льво­ву. С нач. 1790-х гг. на­ря­ду с ико­на­ми (для со­бо­ра Бо­ри­со­глеб­ско­го мон. в Торж­ке, 1790–1792; для со­бо­ра в Мо­ги­лё­ве, 1793–94, и др.) пи­сал ми­ниа­тю­ры (порт­рет В. В. Кап­ни­ста, ГРМ) и близ­кие к ним по ха­рак­те­ру ис­пол­не­ния ин­тим­ные порт­ре­ты («Ли­зынь­ка и Да­шинь­ка», 1794; «Торж­ков­ская кре­сть­ян­ка Хри­сти­нья», ок. 1795, оба – в ГТГ), в ко­то­рых раз­ра­ба­ты­вал в про­ти­во­вес офиц. со­слов­но­му порт­ре­ту тип изо­бра­же­ния «ча­ст­но­го» че­ло­ве­ка с его при­ро­ж­дён­ны­ми склон­но­стя­ми, про­сты­ми чув­ст­ва­ми, наи­бо­лее пол­но рас­кры­ваю­щи­ми­ся в не­при­ну­ж­дён­ной об­ста­нов­ке до­маш­не­го ин­терь­е­ра или в пей­заж­ном ок­ру­же­нии. В об­раз­ной и ху­дож. сис­те­ме Б. на­шли от­ра­же­ние чер­ты сен­ти­мен­та­лиз­ма, осо­бен­но яр­ко про­явив­шие­ся в жен­ских порт­ре­тах 1790-х – нач. 1800-х гг., в ко­то­рых све­жо и жи­во схва­чен­ный ин­ди­ви­ду­альный об­лик мо­де­ли со­че­та­ет­ся с об­щим идил­лич. на­строе­ни­ем, неж­ным и блёк­лым ко­ло­ритом: О. К. Фи­лип­по­вой (1790, ГРМ), «Ека­те­ри­на II на про­гул­ке в Цар­ско­сель­ском пар­ке» (1794), М. И. Ло­пу­хи­ной (1797), сес­тёр А. Г. и В. Г. Га­га­ри­ных (1802, все – в ГТГ). С кон. 18 в. ра­бо­ты Б. под влия­ни­ем клас­си­циз­ма ста­но­вят­ся бо­лее сдер­жан­ны­ми по на­строе­нию и су­хи­ми по жи­во­пи­си – порт­ре­ты ген.-м. Ф. А. Бо­ров­ско­го (1799, ГРМ), Пав­ла I в кос­тю­ме гросс­мей­сте­ра Маль­тий­ско­го ор­де­на (1800, там же), ви­це-канц­ле­ра кн. А. Б. Ку­раки­на (1801–1802, ГТГ), кн. М. И. Дол­го­ру­кой (1811, там же). В 1802 всту­пил в ма­сон­скую ло­жу; с 1819 был чл. «Ду­хов­но­го сою­за» Е. Ф. Та­та­ри­но­вой. В по­след­ние го­ды жиз­ни за­ни­мал­ся пре­им. ре­лиг. жи­во­пи­сью (ико­ны для Ка­зан­ско­го со­бо­ра в С.-Пе­тер­бур­ге, 1804–11; для По­кров­ской ц. в с. Ро­ма­нов­ка Чер­ни­гов­ской губ., 1814–15; ико­но­стас Тро­иц­кой ц. на Смо­лен­ском клад­би­ще в С.-Пе­тер­бур­ге, 1824–25, ны­не в ГРМ). Сре­ди уче­ни­ков Б. – А. Г. Ве­не­циа­нов.

Лит.: Алек­сее­ва Т. В. В. Л. Бо­ро­ви­ков­ский и рус­ская куль­ту­ра на ру­бе­же XVIII–XIX вв. М., 1975; Чи­жо­ва И. Б. Судь­ба при­двор­но­го ху­дож­ни­ка: В. Л. Бо­ро­ви­ков­ский в Пе­тер­бур­ге. СПб., 2001; Мар­ки­на Л. В. Бо­ро­ви­ков­ский. М., 2003.

Вернуться к началу