БОРОВИКО́ВСКИЙ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БОРОВИКО́ВСКИЙ Владимир Лукич [24.7(4.8).1757, Миргород – 6(18).4.1825, С.-Петербург], рос. живописец, акад. (1795) и советник (с 1802) петерб. АХ. До 1788 жил в Миргороде, учился у отца, иконописца Луки Ивановича Боровиковского (Боровика) (? – 1775); исполнял иконы (для Троицкой ц. в Миргороде, 1784) и портреты, во многом ещё близкие традициям укр. иск-ва допетровского времени. С кон. 1788 жил в С.-Петербурге, где пользовался вначале советами Д. Г. Левицкого, а с 1792 занимался у австр. худ. И. Б. Лампи Старшего. Был близок к крупнейшим деятелям рус. культуры своего времени – писателю В. В. Капнисту, поэту Г. Р. Державину, арх. Н. А. Львову. С нач. 1790-х гг. наряду с иконами (для собора Борисоглебского мон. в Торжке, 1790–1792; для собора в Могилёве, 1793–94, и др.) писал миниатюры (портрет В. В. Капниста, ГРМ) и близкие к ним по характеру исполнения интимные портреты («Лизынька и Дашинька», 1794; «Торжковская крестьянка Христинья», ок. 1795, оба – в ГТГ), в которых разрабатывал в противовес офиц. сословному портрету тип изображения «частного» человека с его прирождёнными склонностями, простыми чувствами, наиболее полно раскрывающимися в непринуждённой обстановке домашнего интерьера или в пейзажном окружении. В образной и худож. системе Б. нашли отражение черты сентиментализма, особенно ярко проявившиеся в женских портретах 1790-х – нач. 1800-х гг., в которых свежо и живо схваченный индивидуальный облик модели сочетается с общим идиллич. настроением, нежным и блёклым колоритом: О. К. Филипповой (1790, ГРМ), «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке» (1794), М. И. Лопухиной (1797), сестёр А. Г. и В. Г. Гагариных (1802, все – в ГТГ). С кон. 18 в. работы Б. под влиянием классицизма становятся более сдержанными по настроению и сухими по живописи – портреты ген.-м. Ф. А. Боровского (1799, ГРМ), Павла I в костюме гроссмейстера Мальтийского ордена (1800, там же), вице-канцлера кн. А. Б. Куракина (1801–1802, ГТГ), кн. М. И. Долгорукой (1811, там же). В 1802 вступил в масонскую ложу; с 1819 был чл. «Духовного союза» Е. Ф. Татариновой. В последние годы жизни занимался преим. религ. живописью (иконы для Казанского собора в С.-Петербурге, 1804–11; для Покровской ц. в с. Романовка Черниговской губ., 1814–15; иконостас Троицкой ц. на Смоленском кладбище в С.-Петербурге, 1824–25, ныне в ГРМ). Среди учеников Б. – А. Г. Венецианов.